Ну вот и всё :)
Эти Форумы Лотоса завершают своё существование, как и было запланировано Новые Форумы Лотоса ждут всех и каждого. Новый подход, новые идеи, новые горизонты.
Если хотите продолжать старые темы, то открывайте их на новом форуме под тем же названием и оставляйте в первом сообщении ссылку на старую тему.
Дуглас Хардинг. Жизнь без головы: Дзен и переоткрытие очевидного
Пустота, вмещающая мир
Английский мистик Дуглас Хардинг утверждает, что у людей нет головы
Дуглас Хардинг. Жизнь без головы. – М.: Открытый мир: Изд-во «Ганга», 2006, 144 с.
Книга Дугласа Хардинга (Douglas Harding) стоит особняком в мире эзотерической литературы, в изобилии наполняющей прилавки книжных магазинов. Называется она довольно странно – «Жизнь без головы», и, как замечает в предисловии сам автор, это отнюдь не рекламный трюк. Это и не название романа вроде небезызвестного «Человека без свойств» Роберта Музиля. Автор книги абсолютно серьезен, утверждая: у него нет головы.
Именно таким образом Дуглас Хардинг, «мистик и мудрец XX века» (по выражению американского исследователя Энн Бэнкрофт), и выразил загадочную и трудноуловимую суть истинной природы человека. Правда, сам он подчеркивает, что озарение, пришедшее к нему в Гималаях, не было «ни сном, ни эзотерическим откровением». Скорее оно ощущалось как «внезапное пробуждение от сна обыденной жизни, окончание сновидения… самосветящаяся реальность».
Собственная «безголовость» предстала перед автором во всей очевидности неизреченной простоты: «…Я будто заново родился в тот миг, свободный от ума и всех воспоминаний. Существовало только Сейчас, тот настоящий момент и все, что, несомненно, присутствовало в нем. Было достаточно просто смотреть. И вот что я увидел: брюки цвета хаки, заканчивающиеся внизу парой коричневых ботинок, рукава цвета хаки, заканчивающиеся парой розовых кистей, и перед рубашки цвета хаки, заканчивающийся… абсолютно ничем! Уж точно не головой».
Далее Хардинг с изумлением выясняет, что «эта дыра там, где должна быть голова», вмещает в себя весь мир, вселенную, обширную пустоту того, что происходит Сейчас.
«Я потерял голову и обрел целый мир» – вот эпиграф, которой вполне можно было бы поставить к этой небольшой, очень просто написанной книге.
Нетрудно догадаться, что поначалу окружающие Хардинга не поняли и его открытия не оценили. Оно кажется слишком уж глупым и самоочевидным, чтобы вообще обращать на него внимание. Действительно невозможно, не прибегая к помощи зеркала, увидеть собственную голову. И что с того? Опыт «видения», как его называет автор книги, требует «чуткой наивности», страстного желания ответить на вопрос: «Посмотри, кто здесь?» Это совсем не то же самое, что пытаться ответить на «Представь, кто здесь» и «Поверь другим, кто здесь».
«Лжеголовая концепция», наделяющая нас вместо пустоты «волосяным шаром», уводит душу в сторону от непосредственного «видения». Его очень трудно (или невозможно) описать словами. В этом Хардингу немало помог дзэн-буддизм. Известен знаменитый совет шестого патриарха дзэн своему ученику: «Прервать все молитвы и медитации и увидеть то, «как в этот момент выглядит твое лицо – Лицо, которое было у тебя до твоего рождения (и даже до рождения твоих родителей)». Этот совет принес просветление страждущему монаху.
Вне дзэн довольно сложно найти утверждения, говорящие об истинной природе человека и в то же время лишенные мало-мальской религиозности и идеологичности, утверждает автор книги. Один из великих учителей современности Дайсэцу Судзуки пишет о дзэн: «В дзэн есть развоплощение, плоть – не плоть, здесь – сейчас равно пустоте и бесконечности».
Сейчас число «обезглавленных» последователей Хардинга насчитывает не одну тысячу человек. Все они имеют некоторое представление о том Невещественном Центре, который заменяет им утраченную (или никогда не бывшую) голову.
Путь к Своему Невещественному Центру, творческой пустоте, Богу, если угодно, лучше не воспринимать как любопытный и преходящий опыт. Если уж идти по нему, говорит Хардинг, то лучше делать это сознательно, теряя себя и обретая взамен мир. Похоже, это неплохая награда за все усилия и страдания, которые поджидают человека, выбирающего полноценную «жизнь без головы».
Introduction
Pointing Here
2-way pointing
The Bottom Line
The Single Eye
The Mirror
Seeing your nose
Spinning the world
Touch
No-head Circle
Closed eyes
Being all things
Inseeing experiments for the blind
The Tube
Seeing Who you are
Handling problems
Time
Это упражнение еще раз поясняет обращение внимание вокруг. Оно взято из книги Дугласа Хардинга Как быть без головы. (Хардинг, 1986)
Шаг I: Направьте указательный палец на свою голову.
Шаг II: Заметьте, есть ли там что-то.
Этот опыт я получил, когда сидел, медитируя, в 1988 году, и решил найти того, кто медитирует. Никого не оказалось.
Квантовое упражнение 74
Из книги Дугласа Хардинга.
Проводится в группе, сменный фасилитатор группы читает следующее:
Закройте глаза и спросите себя:
1. Исходя из того, что вы переживаете сейчас, не используя памяти или ума: Вы мужчина, женщина, или ни то, ни другое?
2. Исходя из того, что вы переживаете сейчас, не используя памяти или ума: Вы в теле, вне тела, или ни то, ни другое?
3. Исходя из того, что вы переживаете сейчас, не используя памяти или ума: Вы имеете форму, бесформенны, или ни то, ни другое?
4. Исходя из того, что вы переживаете сейчас, не используя памяти или ума: Вы ограничены, неограничены, или ни то, ни другое?
***
Нередко на семинарах, и у многих моих клиентов, ответ один и от же: Ни то, ни другое. Это показывает, что люди переживают себя на опыте за рамками нормальных и общепринятых определений.
Таким образом ... смотреть в пустоту-самое начало духовной жизни. (Хардинг, 1988)
***
ДУГЛАС ХАРДИНГ. ОДИННАДЦАТЬ ДВЕРЕЙ К ОСВОБОЖДЕНИЮ
THE ELEVENFOLD LIBERATION
by Douglas Harding
* * *
Замечание к переводу: стиль Дугласа Хардинга очень необычен, мое знание английского весьма недостаточно для полного его понимания, поэтому перевод может быть воспринят как «странный» (это в лучшем случае). Тем не менее я рискну выставить его на всеобщее обозрение, надеясь на доброжелательность читателей. Критиков же прошу читать оригинал (его можно найти в архиве Яхуу группы HeadlessWay, ссылка указана выше), и все же я буду рад конструктивным замечаниям.
Вот вспомнил что я переводил однажды. Не судите строго за перевод, надеюсь вам понравится. (Евгений Л. Мезенцев)
* * *
«Каким бы ни было наше происхождение, все мы обтесаны и втиснуты обществом в малое, ограниченное и тленное существо, называемое человеком, отдельным, одиноким, полным всяческими страхами, заключенным в темницу обусловленности.»
«Кажется что перед нами лежит множество путей выхода, вроде усердной работы, развлечений, приобретательства, секса, духовности. Мы вообразили что нет простого и прямого способа освободиться из нашей тюрьмы, но на самом деле имеется не менее одиннадцати широко распахнутых дверей к свободе. Это мы и увидим ниже.»
* * *
В ЧЕМ Я НУЖДАЮСЬ?
В ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ ВИНЫ И ВСЯКОГО РОДА ЭГОИЗМА И НЕВЕРНЫХ ПОСТУПКОВ
Первостепенной целью и страстью моей зрелой жизни является осознание единства с ее Источником. И мне кажется, что за все это время стало хуже, а не лучше!
(Вероятно то, что действительно произошло, это то, что я стал лучше осознавать хитроумные уловки эго, незаметно разыгрываемые им для того чтобы уцелеть и даже выпендриться в очередной раз)
Как бы то ни было, я все больше и больше прихожу в смятение от Хардинговской мерзости, если это подходящее слово. Но я найду выход! И это не обыденная просьба о спасении.
ЧТО Я ПОЛУЧАЮ?
ОДИННАДЦАТЬ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ ОРИЕНТИРОВ, ОДИННАДЦАТЬ ОСОБЫХ МЕТОДОВ ОСВОБОЖДЕНИЯ, КАЖДЫЙ ИЗ КОТОРЫХ МОГ БЫ ПРИТАЩИТЬ МЕНЯ В БЕЗОПАСНОЕ МЕСТО.
Это любящая доброта, избыточествующая щедрость, чувство юмора, тщательность, непоколебимая отвага моего Источника и Центра. Невозможно преувеличить объединенную мощь Одиннадцати, когда я обнаружил, к моему чрезвычайному изумлению, что УЖЕ –
(1) Я БЕЗГРАНИЧЕН
Когда я указываю на то откуда я смотрю, на мое «Изначальное Лицо», я обнаруживаю, что оно длится и длится и длится бесконечно, во всех направлениях, вверх и вниз, влево и вправо, вперед и назад, с неуменьшающейся интенсивностью. Изумителен факт что я могу быть этой громадой, этим разнесенным на части Целым, не обращая на это никакого внимания, позволяя ему одному понимать все его значение. Быть сверхблаготворным субатомным Взрывом — вот что всегда могло дать освобождение, и не простое, а с избытком. И для правильной оценки, имеется по меньшей мере десять еще больших на подходе, каждый из которых страстно ожидает своего внезапного бум!
(2) Я ЧИСТ
«Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю.» Так пишет пророк Исайя в Ветхом Завете (Ис., 1:18).
Прощение грехов, конечно же, одна из важнейших тем Нового Завета. Вот и все об этом, что вы могли бы сказать.
В своей книге «Интуитивное Осознание», Ajahn Sumedo, возглавляющий буддийскую традицию Тхеравады в Великобритании, пишет: «Сознание уже чисто. Вы не должны очищать его, вы ничего не должны делать. Наша истинная природа чиста. Когда мы начинаем осознавать и всецело полагаться и понимать это, мы видим что это действительно так. Это не теоретическая абстракция или идея — это реальность. Мы уже чисты.»
Что же касается меня, я должен только развернуть мое внимание на 180°, и посмотреть в То, откуда я смотрю, чтобы понять что оно абсолютно незагрязнено и не может быть загрязнено.
(3) Я СВОБОДЕН
Под этим я подразумеваю спонтанность, непредсказуемость, вольность. Я не знаю — никто не знает — что я сделаю в следующий момент. Более того, имеются явные признаки того, что существа всех видов также свободны как и я, и неважно осознают они это или нет.
Например, я наблюдаю зигзагообразный полет бабочки, как она порхает от цветка к цветку, изменчивое поведение мухи, ее резкие движения вперед и назад по оконному стеклу или поверхности стола, случайные движения этой руки когда она машет вам при встрече или прощании. Бог знает, воспринимает меня или нет эта авторучка и что она может открыть. Впрочем нет: Он «не» знает!
Если бы Он знал, Он заковал бы мои руки и ноги в кандалы. Он бы превратил свободный дух, то есть меня, в робота, кибернетический автомат стоящий значительно ниже чем муха. (Не Бог, но это знание означало бы это.)
«И познаете истину и истина сделает вас свободными», говорит Иисус из Назарета (Иоанн, 8:32). А «Дао Дэ Дзин» — это древнекитайское классическое произведение — относит к просветленному мудрецу спонтанность новорожденного младенца.
Но все великие религии, каждая в своем роде, стоят в стороне от этого зовущего к свободе трубного гласа, и учат что истинное благочестие это покорность всемогущей воле Божией. Если бы рабы и рабовладельцы имели бы религию, она была бы именно такой. Не удивительно, что наши церкви пусты!
Грубо говоря, Бог должен изменить свой ум. И вместо окружения Себя служителями, начать искать друзей — искренних друзей кто свободно избрал эти благородные отношения.
(4) Я ЕДИНЫЙ
Не разделенный на части, не каждая из частей, целое.
«Скажи ум есть но Один», говорит «Катха Упанишада», «Тот кто делит Единое скитается от смерти к смерти.» И послание всех великих Упанишад — древнеиндийских священных писаний — в том, что вы и я есть ничто иное как строго неделимое Одно, то Одно которое исцеляет и объединяет нас.
Как же я могу быть совершенно уверенным в этом?
Так вот, я имею замечательного учителя подтверждающего это абсолютно и непрерывно.
Двадцать, пятьдесят, сто раз на дню я слышу как я говорю Я ЕСТЬ. «Я устал, я одинок, я в полном порядке большое спасибо, я очень занят, я грущу, я беспокоюсь, я совершенно спокоен сегодня» — и так далее, и так далее, без конца. [примеч. пер. Эти конструкции в английском языке содержать слова I AM буквально Я ЕСТЬ] Но как указывает Мейстер Экхарт, только Бог имеет право говорить Я ЕСТЬ. Это значит что по сути и в корне Я есть Он, что и требовалось доказать.
Ужасно удивительна истина того, что я не могу «быть» без бытия БЫТИЕМ, без бытия Единственным Тем Кто Есть.
(5) Я ЕСТЬ ЗДЕСЬ
Когда я говорю что нечто находится «здесь», что я имею в виду? В какой степени оно близко, доступно, интимно? Когда я описываю нечто как «это», каковы его границы? Где оно начинается и где кончается?
Все это относительно. На том же самом выдохе я могу говорить об «этих» окрестностях, «этой» стране, «этой «группе галактик. Фактически, мое «это» и мое «здесь» не ограничены в своих громадности и ничтожности, а я бесконечно растяжим.
И я рассматриваю этот факт вполне серьезно. Я спрашиваю себя КТО есть тот, который по желанию расширяется и сокращается так легко (без усилий) и спокойно и естественно. Какова истинная личность (identity) этого производителя чудес?
Я нахожу только одного кто отвечает всем требованиям, и это Единый, кто есть мой Источник и Центр. Это постижение не некая идея для развлечения время от времени: это опыт воспринимаемый на всем протяжении моей жизни.
(6) Я ЕСТЬ СЕЙЧАС
Подобным же образом, когда я говорю что событие происходит «сейчас», что я имею в виду? Сколько времени (если вообще сколько-нибудь) «настоящий момент» откусывает и сжевывает?
И снова, все это относительно. Я слышу как я бойко говорю о «этой» вспышке молнии, «этой» неделе, «этом» месяце, «этом» тысячелетии. Истина состоит в том, что я вмещаю в себя столько времени, сколько мне время от времени нужно. И парадокс состоит в том, что эта вместимость это мое совершенное владение временем, и я могу в полной мере подтвердить слова Людвига Витгенштейна «Смерть не является событием жизни; мы уже не живем что бы воспринимать смерть. Наша жизнь не имеет конца, точно так же как наше поле зрение не имеет границ».
И позвольте мне подытожить сказанное таким образом: Я есть сознание, которое наблюдает что оно не имеет начала, не имеет разрыва, не имеет конца и я никогда не умру.
(7) Я САМОРОЖДЕН
Это большая часть, главный вопрос и кульминация Одиннадцати. Все оставшееся — антикульминация: необходимая без сомнения, и лежащая в основе Источника.
Позвольте мне дать краткий набросок земной истории Единого, который «невозможным» образом, без помощи и без причины, порождает Самого Себя прежде того как Он есть, даже прежде возникновения Небытия.
(а) В декабре 1945 года глиняный кувшин с 13 переплетенными кожей гностическими книгами был случайно откопан в Верхнем Египте. Эти книги содержали 52 «тайных» текста написанных на коптском языке. Вероятно они были схоронены около пятнадцати столетий назад монахами близлежащего монастыря, опасавшимися обнаружения их Католическою Церковью. Среди этих «еретических» текстов был один, приписываемый гностику Barbelo. Всякой чести и хвалы достоин их анонимный учитель который, спустя несколько декад после распятия Иисуса, был первым заговорившем о Саморожденном Едином. Довольно много поздних гностических текстов говорят об этом же. Например, «Евангелие к Египтянам»: «Величайшее имя Твое на мне, о Саморожденный Единый, кто не вне меня». В общем, гностики адресовали вопросы о смысле жизни, откуда мы пришли, кто мы и куда мы идем, о происхождении и природе вселенной. Хотя большинство из них были христианами, они были в сущности совсем истреблены католиками к 500 году нашей эры.
(б) Около 800 года н. э. при дворе императора Charlemagne ирландский философ Джон Скотт Эригена учил что важно не то ЧЕМ Бог является, а то что Он вообще ЕСТЬ.
(в) Выдающийся немецкий философ Лейбниц (1646-1716), в своем учении о Монаде, был такого же мнения.
(г) В 1935 другой немецкий философ — Мартин Хайдеггер — писал: «Почему вообще есть что-либо, а не наоборот — ничто? Обычно это первый из всех вопросов. Каждый из нас прикасался по меньшей мере один или, возможно, более раз к скрытой силе этого вопроса, даже если он и не осознает происходящее.» И он продолжает говорить об Основе Бытия которая вызывает этот вопрос. («Введение в метафизику»).
(д) Где-то в это же время Людвиг Витгенштейн, австрийский философ, которого я уже цитировал, писал что тайна не в тот, ЧЕМ является вселенная, а в том, что она вообще СУЩЕСТВУЕТ.
(е) В течении последней половины столетия я делился со многими людьми чудом Саморожденного Единого. Их число содержит не менее трех цифр. Не удивляйтесь! Это лишь малая часть реализации проявляющейся в самых маловероятных местах, и ведь причиной изобилия радости в мире является ее кратковременность. Это также мой «конец» — что значит мою «цель» и мое « завершение», мое намеренное исчезновение в вашем расположении и благосклонности.
(8) Я СБИТ С ТОЛКУ
Я есть Единый который не имеет ни единой идеи о том, как Он дал начало Самому Себе. Не то чтобы это ужасное неведение беспокоило Его. Наоборот, это небесное блаженство чтобы делиться им с друзьями. Знать секрет Самопорождения означало бы лишение его всей его привлекательности, очарования и силы и погружение нас с головой в ад вечно длящейся скуки.
(9) Я ЕСТЬ ВСЕ ВИДЯЩИЕ
Что это выглядывает из этого скорпиона, этого спрута, этого шимпанзе, этого маленького ребенка, в их собственном восприятии? Конечно это не лицо, скорпиона, спрута (если у них оно есть), или шимпанзе, или мое собственное лицо, как и лицо маленького ребенка и взрослого человека. Все существа которые «видят» смотрят из Одного и Того же Пустого Пространства. Не из пустого-для-пустого пространства, но из пустого-для-заполненного пространства, пространства являющегося не занятым вместилищем для «других»лиц. Это первейшая и отрицающая самое себя Емкость есть ясное и чудесное Изначальное Лицо, о котором весь дзен-буддизм.
(10) Я ЕСТЬ ВСЕ ЧУВСТВУЮЩИЕ СУЩЕСТВА
Могу ли я отрицать причастность и единство с глухонемыми, слепыми, и другими существами с физическими или умственными недостатками? Конечно нет. Ни одно чувствующее существо не может «быть» без моего бытия, без бытия САМИМ СОБОЙ. Фактически невозможно переоценить «совокупную» силу этих одиннадцати всеобъемлющих освобождающих утверждений.
(11) Я ЕСТЬ ВЫ
То НА что я смотрю — моя проблема, а То ОТКУДА я смотрю — ее решение. И — парадокс из парадоксов! — действительное решение в том, что «вы», вместе со всеми остальными, и конечно не я, есть моя Забота, мое Противоядие против моей закоренелой концентрации на себе. Прямо Здесь, Я Есть Вы!
В начале я обещал вам не менее одиннадцати широко распахнутых дверей ведущих из тюрьмы нашей обусловленности, и я сдержал свое обещание. Так шагнем же в Открытое!
"Что значит внимание? - сказал он мне. - Обычно я более или менее внимателен к миру вокруг меня - к предметам, начиная со звезд, солнца и луны, облаков, холмов и деревьев, домов и улиц, машин и людей - и кончая моими собственными руками, ногами и туловищем. Но в этом месте, находящемся так близко к Дому, мое внимание внезапно отвлекается. Я не хочу знать, что находится в истинном центре моей многослойной, луковицеподобной Вселенной - и находится ли там что-нибудь. Я вроде бы пугаюсь того Места, которое я занимаю, и отвожу от него свой взгляд. И что еще хуже - я вижу на этом Месте вещи, которых здесь нет. Не доверяя результатам собственных поисков, я позволяю кому-то, находящемуся снаружи, подсказать мне, что здесь такое. И они отвечают, что именно там, где я нахожусь, наличествует твердый, непрозрачный, разноцветный, ограниченный, составной кусок вещества что-то вроде шара из мяса, и что я выглядываю из него через две небольшие дырочки. Они говорят мне это в один голос с самого детства; их так много и все они такие важные и настойчивые. Неудивительно, что я принимаю их слова как истину и отказываюсь от своих собственных. И они отвлекают меня от сути моей природы - миллион против меня одного. Но ведь это абсурд. Только я в состоянии сказать, что здесь находится. Все, что они мне отвечают, говорит лишь о том, каким они меня видят. Находясь снаружи, на расстоянии около фута, они имеют превосходный наблюдательный пункт, чтобы описать мне мой общий вид, но они совершенно не в состоянии говорить о той центральной Реальности, которая порождает этот облик. Никто не заглянет в это гораздо менее населенное место - никто, кроме меня. Здесь я единственный авторитет; только я один получаю информацию изнутри. И если наконец я решусь взглянуть, как я выгляжу безо всего этого, увидеть, что я представляю из себя с расстояния 0 футов, вместо того чтобы воображать, каким видят меня другие с расстояния (скажем) 6 футов, то почему я непременно должен увидеть здесь формы, цвета, непрозрачность, ограниченность и что-либо еще? Во всяком случае, мой личный опыт убедил меня в обратном. Ведь это действительно больше чем совсем ничего. Во первых, я знаю: здешняя Пустота целиком и полностью осознает свою пустоту. Она наслаждается собой как безупречной Ясностью. Во-вторых, именно потому, что она является ничем, она является всем. Это Объем, Пространство, где можно встретиться с миром. Я - это космос, но космос наполненный, в котором выставлено это тело, эти руки и ноги, эти люди, машины и дома, и так далее, вместе со всеми мыслями и чувствами, которые они вызывают. При отсутствии в этой пустоте меня самого я наполнен всем остальным. Будучи третьим лицом, я - это мир; будучи первым лицом - я заключаю его в себе. Увидеть это, жить этой простой истиной - значит быть тем. Кем я есть. И этого достаточно. В этом смысл моей жизни и радикальный ответ на все мои проблемы". Таково послание Хардинга. Он полагает, что два основных состояния человеческого опыта - это то, что он называет первым и третьим лицом. В состоянии первого лица личность идентифицирует себя не с содержимым своего сознания (своим телом, разумом и окружающим миром), а с источником всего - самим актуальным Сознанием. В состоянии третьего лица (в котором обычно проходит жизнь большинства людей) личность ощущает себя сделанной из частей (содержимого сознания) таких как форма, цвет, имя, местоположение. Учение об этих двух состояниях и о том, как достичь первого из них, можно найти в индусской Ад вайта веданте, в частности, в джнана-йоге. Но оригинальность Хардинга заключается в том, что он разработал собственные техники, ведущие к раскрытию "первого лица". Он считал, что интеллектуальное постижение истины, пусть даже постоянно углубляющееся, имеет очень небольшую ценность. Нужно действительно увидеть, что на месте вашей головы, где вам представлялся (или мог представляться) некий предмет, на самом деле ничего нет. Книги и лекции, размышления и медитации с равным успехом способны и увести вас от Места, которое вы занимаете, и направить вас к нему. Например, эти страницы находятся в двенадцати у дюймах от Точки, т.е. от Того, Кто их читает. Хардинг советует читателю развернуться на сто восемьдесят градусов и провести несколько совсем простых экспериментов - понаблюдать за Наблюдателем. Ниже приводятся наиболее типичные из его предложений. Хардинг настаивает, что этим экспериментам нет альтернативы, и что минута активных исследований равноценна годам чтения; благодаря им вы на самом деле сразу увидите, вопреки всем возможным сомнениям, Кто вы такой на самом деле. Все что вам нужно сделать - это ответить на следующие вопросы исходя из того, что вы видите в данный момент, а не из того, что вам говорят другие люди: "а) Укажите на ваши ступни, ноги, живот, грудь, затем на то, что находится над ней. Посмотрите, на что теперь указывает ваш палец. Что вы видите? б) Сколько глаз глядят из вас наружу? Посмотрите, что происходит, когда вы медленно надеваете очки. Очертите рукой границу ваших "глаз". Что находится за ней? в) Если у вас есть напарник, встаньте друг напротив друга. Чтобы не отвлекаться, возьмите бумажный пакет площадью около 12 квадратных дюймов, отрежьте у него дно, и пусть ваш партнер вставит свое лицо с одного конца, а вы - с другого. Что находится на вашем конце пакета? г) Пронаблюдайте, где вам случается видеть свое лицо? Там ли оно, где вы находитесь? Или же вы видите его в зеркале, или узнаете о нем от вашего друга, который видит его (и может сделать снимок)? д) Трите, хлопайте, щипайте свои плечи до тех пор, пока они не превратятся в нечто розовое, непрозрачное, сложное, ограниченное в пространстве. Попытайтесь войти вовнутрь и описать что там находится. Вы не можете войти внутрь? Взгляните на свое туловище. Вы находитесь в нем, или же оно в вас? е) Пусть ваш партнер исследует вашу безликую пустоту (с расстояния 0 футов), подойдя к вам вплотную с фотоаппаратом (или листком бумаги, в котором сделано отверстие). И пусть он начнет подходить с расстояния, откуда вы видны целиком (скажем, с 6 футов), затем (скажем, с 3 футов) он увидит половину человека, затем голову, затем глаз, затем просто какое-то пятно. [При надлежащем оборудовании он мог бы увидеть это пятно как ресницу, затем как клетки, затем как одну клетку, затем как элементарные частицы все меньше и меньше - и в конце концов увидел бы совершенно пустое пространство - проницаемое, лишенное свойств и цвета. Не правда ли, чем ближе он подходит к вам, тем ближе он подходит к вашему собственному взгляду на себя как на Не-вещь? ж) Закройте глаза и не двигайтесь. Сколько у вас пальцев? Ног? Рук? Голов? Попытайтесь определить собственные границы. Сколько вам лет? Какого вы пола? Каковы ваши свойства? Есть ли в вас что-нибудь кроме этого безграничного пространства, куда приходят и откуда уходят звуки и запахи, мысли, чувства и впечатления? Но, если здесь ничего нет, если вы не то и не это - и вообще ничто - то как сказать "Я СУЩЕСТВУЮ"? (Лучше всего, чтобы ваш партнер читал вам эти вопросы; в этом случае вам не нужно будет открывать глаза)". Хардинг считает, что выполнив эти упражнения, вы сможете ясно увидеть свое отсутствие. "Есть две исходные позиции, - объясняет он, - моя личность, и все, что происходит вокруг нее. Теперь, когда я вижу, что даже отдаленно не похож на то, о чем мне говорят другие люди, я уже не смогу притворяться, что не вижу разницы, и как я жил раньше - когда я был маленькой, ограниченной, смертной вещью. Притворство здесь просто губительно. Если пытаясь утаить наиболее очевидный и доступный изо всех фактов - собственную Не-вещественность, - я столь неверно представляю себе то, что находится в истинном центре моей Вселенной, то могу ли я правильно представлять себе то, что находится вокруг меня? Может ли жизненный стиль, основанный на такой лжи, породить какой-либо смысл, создать эффективный и естественный жизненный план? Мне важно знать, что за инструмент мне случается использовать (молоток, пилу или бритву-горлорезку), но гораздо важнее знать, Кто использует этот инструмент - чтобы все было в порядке, и работа пошла как следует. Не говорите, что это просто смешно! Неужели вам неинтересно дознаться, Кто Это? Если уж вам случилось существовать, то не всмотреться в этот вопрос поглубже - значит проявить свою лень и трусость и, наконец, опозориться сверх всякой меры!" И это тем более стыдно, если учесть, что сложности здесь чисто воображаемы. Хардинг считает, что нет ничего проще, чем увидеть свое потерянное ядро, т.е. Себя. С другой стороны, видеть это постоянно, вопреки всем диверсиям и всему давлению повседневной жизни - весьма непросто. Необходима практика, чтобы это "видение" происходило беспрерывно и естественно и приносило соответствующие плоды. Эта практика - сознательное обладание "перволичностью". Здесь может помочь и медитация - но только весьма радикальная и отличающаяся от обычных медитаций. Хардинг описывает ее следующим образом: "Во-первых и прежде всего, это двоякое наблюдение, одновременный взгляд внутрь и наружу, который не растворяется ни в Пустоте, ни в том, что ее наполняет, но удерживает их вместе в едином воззрении. [Вне бумажного пакета (см. упражнение "в"), как и внутри него, вы увидите полное различие между лицом, находящимся с той стороны и не-лицом, находящимся с этой. Таким образом выпреодолеете чувство разделенности, вызванное мыслью о том, что это два разных лица]. Эта медитация окажет свое воздействие и на рыночной площади, и в зале для медитаций, беседуете ли вы, гуляете ли или ведете машину. Если вы не сидите с закрытыми глазами, это не ослабит ее воздействия. Совсем не желая создавать и не создавая никакого трансообразного состояния и временного ухода от мирской суеты, это обостряет ваше восприятие происходящего. Вы более живы. Вам не нужно ничего созерцать - нужно просто кое-что упустить из виду. Видящий увидит, что видимое затемняется и расплывается. Не только "внешний" мир, но и ваш внутренний мир психологических состояний затемняется, если вы игнорируете Сокровеннейшее, которое покрывает их и лежит в их основе. Не каждый согласится, что обычная медитация непременно приводит к трансообразным состояниям. С другой стороны, Хардингово "Сокровеннейшее" может показаться излишне усложненным образом, вроде тех, которые Уотс называл "Вселенским студнем". А если серьезно, то обнаружение великолепной пустоты внутри самого себя - цель большинства мистиков, и стоит ли описывать эту Пустоту с помощью определений, таких как Сокровеннейшее? Эта достаточно заметная частность проливает свет на существенное различие между позициями индуизма и буддизма (в частности, махаяны). Хардинг принимает сторону индуизма - он верит в полное разграничение между субъектом и объектом, самостью и "Я", первым и третьим лицом, не-личным и личным. Но если смотреть на Сознание и его содержимое как на две вещи, отстоящие друг от друга, то очень легко заполнить Сознание или Пустоту воображаемыми качествами - такими, как Сокровеннейшее. Буддисты же и, главным образом, дзэн-буддисты, считают, что неличное и личное единосущны, между ними нет никакого расстояния. Пустота не наполнена миром, поскольку она и есть этот мир. Видя, что Сознание и его содержимое суть одно и то же, воображение не сможет найти щели, чтобы пробраться туда и наделить Сознание качеством. Хардинг утверждает, что, однажды увидев свое Отсутствие, его можно видеть снова и снова, в любой момент, по собственной воле. Подобно мыслям и чувствам, оно может являться к вам, как только это вам понадобится, даже если вы возбуждены или взволнованы. Фактически же он считает, что для занятий такой медитацией благоприятен любой момент, а выйти из состояния первого лица вы сможете опять-таки в любой момент, причем без всякого вреда для себя. В конце концов, говорит он, вы окажетесь в собственном Доме, где все процессы идут непрерывно, но при этом весьма ненавязчиво, как басовый аккомпанемент в музыке. Однако это вовсе не значит, что наше обычное видение мира улучшается (или ухудшается) в результате медитации. Хардинг утверждает, что занимаясь этой бескомпромиссной медитацией, мы не можем медитировать плохо. Можно увидеть половину своего отсутствия, но никак нельзя увидеть его наполовину. Либо вы видите то, что является вашим центром, либо вы не замечаете его. Он говорит, что для тех, кто настойчиво занимается этой медитацией, не может бытьни иерархии, ни порядка, ни гуру, ни учеников, ни духовного превосходства. Они ничего не достигают, они только открывают. И это Открытие выглядит довольно скромно: однажды увидев свое Несуществование, вы уже никогда в нем не усомнитесь. Одно лишь это способно убедить вас. Вот место, где вы реальны и не имеете облика, единственное место, вполне свободное от эгоизма и всего прочего - одним словом, свободное. Оно свободно от всякого содержания. Эта медитация, - говорит Хардинг, - не мистический и не религиозный опыт, не эйфория, не внезапный прорыв ко всеобщей любви или космическому сознанию, не способ мыслить или ощущать что-либо. Совсем наоборот, она абсолютно лишена свойств, бесцветна, нейтральна. Это взгляд в чистую, вечно холодную, прозрачную струю Источника - и одновременно взгляд из нее наружу на текущий бурлящий мир; но при этом мир не увлекает вас с собой. Вы сможете в полной мере обеспечить себя опытом, не следуя за течением мира; вы увидите, что все, что в нем есть, находится ниже вас, и, следовательно, проистекает из того источника, который находится в вас. Хардинг говорит, что благодаря отсутствию свойств, в описываемой им медитации нет ничего особенного. Здесь не нужно ничего изучать и не требуется опытного руководства, здесь не нужны ни учебники, ни учителя, не нужно выбирать между взаимоисключающими системами, не нужно искать безупречного наставника - ведь Он живет внутри вас. Эта медитация ~ безопасное средство, которым невозможно злоупотребить, поскольку она довольно незатейлива и не ставит никого в зависимость от других людей. В ней нет ничего восхитительного, ничего фантастического, ничего постигаемого только верой, ничего неверно понимаемого, ничего отделяющего нас от обыкновенных людей. Она безопасна, поскольку позволяет понять порядок существования вещей, а не пытаться манипулировать ими. Что может быть более безопасного, чем честно сказать о Месте, в котором мы постоянно находимся - и что может быть более опасно, чем лгать о нем? Но сколь же мы непоследовательны и упрямы! Мы хотим, чтобы медитация отделила нас от всех созданий - и объединила нас с ними, чтобы свела нас к нулю - и увеличила до размеров Вселенной, сделала нас вполне присутствующими и самосознающими - и в то же время полностью отсутствующими. И самозабвенными, дала нам покой - и побудила к действию, расслабила нас - и наделила нас энергией. Мы хотим, чтобы медитация была бесцельной - но многообещающей; чтобы она позволила нам ничего не делать (ибо мы увидим, что уже достигли цели) - и в то же время заставила нас браться за любое дело (ибо мы поймем, что мы еще только начали путь). Короче говоря, нам нужна медитация, которая примирила бы все наши врожденные противоречия. По словам Хардинга, все наши беды происходят из-за того, что нам не хватает смелости для собственного Видения, и мы слишком зависим от внешних авторитетов, которые вовсе не являются авторитетами, поскольку находятся снаружи. Об этом предмете не полномочен заявлять никто, кроме самого этого Предмета - "первого лица". Здесь любое Писание должно проверяться собственным опытом, а не опыт - Писанием. И фактически "Писание" Хардинга выдерживает такую проверку. В центре любой великой мистической традиции находится простое, непосредственное Освобождение или Пробуждение - чтобы стать тем, кем или чем мы есть на самом деле. Чтобы обосновать свою позицию, Хардинг цитирует множество книг. Он говорит, что, согласно индусской адвайте, существует только один Видящий, - одно Сознание, одно Существо. Оно присутствует во всех вещах в качестве их Сущности или Реальности, и оно свободно от всех атрибутов: Освободиться - значит увидеть, что ты - не тело и не разум, а только Это как таковое. Просветление Хой-нэна, одного из основоположников дзэн-буддизма, заключалось в том, чтобы увидеть свое "Изначальное Лицо" - что, по мнению Хардинга, значило увидеть свое не-лицо. Он добавляет также, что многие из коанов и загадок, используемых в дзэн-буддизме, предназначены для того, чтобы помочь нам увидеть свое Изначальное Лицо. Иисус тоже считал, что мы должны искать Царства внутри себя (но не среди крови, мозга и костей, - добавляет Хардинг). А Руми, великий суфийский поэт, восхвалял "безголовость" во многих своих стихотворениях. Впрочем, говорит он, все это ничего не доказывает - это лишь дает множество поводов проверить то Место, на которое указывали учителя. "Нормальные" условия человеческого существования Хардинг считает патологическими (при этом он, к сожалению, опирается на теистическое представление, будто условия человеческого существования отделены от своего Источника и плохи лишь в сравнении с этим Источником, который один и может считаться "хорошим"). "Вот безумие, неизмеримо более глубокое, чем безумие многих сумасшедших - и оно лежит в основе всего. Ибо, если я более склонен считать себя одной разновидностью вещей, чем другой (например, Наполеоном или чайной чашкой, а не Дугласом Хардингом), то различие между этими предпочтениями гораздо менее значительно, чем разница между убежденностью в том, что я вещь и пониманием того очевидного факта, что я Не-вещь. Это не значит, что первое и третье лицо отличаются друг от друга, - это значит, что они просто несравнимы. То, что верно для одного, неверно для другого. Вот почему это заблуждение приносит так много вреда". Прослеживая развитие этого "патологического" состояния, Хардинг продолжает: "Как и любое животное, новорожденный ребенок не имеет лица; весь он неотделен от этого мира и, сам того не зная, пребывает в первом лице. Маленький ребенок мимоходом и урывками ознакамли-вается с самим-собой-в-собственных-глазах. Однако чем дальше, тем больше он узнает о самом-себе-в-чужих-глазах - свойственном всем людям полном третьем лице, включающем в себя человеческую голову и лицо. Оба взгляда на себя считаются правильными, необходимыми и здоровыми. И углубляются по мере взросления. Но, когда ребенок вырастает, приобретенный им облик себя-самого-в-чужих-глазах затеняет и, наконец, вытесняет исходный взгляд на себя-самого-изнутри. Фактически он уменьшается. Влияние и намеки окружающих приводят к тому, что он уже не является первым лицом. Съежившись из целого в эту ничтожную часть, он растет жадным, ненавидящим, запуганным, замкнутым и усталым. Жадным, поскольку он пытается любой ценой вернуть себе хоть небольшую часть своей потерянной империи; ненавидящим, ибо жаждет отомстить обществу, которое жестоко урезало его в размерах; запуганным, потому что считает себя набором вещей, которым угрожают другие вещи, замкнутым, поскольку все вещи отталкивают друг друга; усталым, потому что тратит так много энергии на поддержание своего внешнего вида вместо того чтобы направлять ее туда, куда следует - на других людей. И все эти беды возникают из его основной идентификационной ошибки - его бредового представления о том, что он есть то, на что он похож. Он страдает, находясь рядом с самим собой". Хардинг считает, что для излечения человеку нужно проснуться и прийти в чувство, вернуться к себе. Семь упражнений, описанных выше, позволяют ему сделать это и являются средствами первой помощи. После этого человек должен начать видеть свою истинную индивидуальность, и, если он сможет это сделать, его "видение" будет естественным и непрерывным. Ибо, как только он это сделает, придет и все остальное. Результаты - освобождение от жадности, ненависти, страха и прочих неприятностей - достигаются только тогда, когда он наблюдает себя здесь и сейчас (в качестве первого лица единственного числа), свободным от всего, чего угодно. Но не слишком ли много Хардинг говорит о лечении, лечебных процедурах и средствах первой помощи, освобождающих от условностей человеческого существования (которые, наряду с "жадностью, ненавистью, страхом и прочими неприятностями", включают в себя любовь, счастье и красоту)? Вначале он говорил: "[Безголовость] - это смысл моей жизни и радикальный ответ на мои проблемы", но со временем он, похоже, больше занялся проблемами, чем смыслом. Может быть здесь заключается основной недостаток всего его учения, поскольку техника, используемая только ради человеческих целей, может привлечь лишь тех, кто стремится убежать от своих проблем. Искоренить "патологические" условия человеческого существования, чтобы высветить преимущества "безголовости" - значит превратить совершенно оригинальное прозрение в банальную панацею, волшебное лекарство от всех болезней, свести его на уровень курсов самоусовершенствования. Подобно Махараджу Джи, Хардинг находит себе слушателей преимущественно среди молодежи. В своем собственном кругу он говорит о своем предмете пространно, пылко и часто очень остроумно; он охотно путешествует и рассказывает о нем всем желающим. Действенны ли его советы? Для многих людей они, несомненно, оказываются действенными. Они уже помогли небольшому, но постоянно растущему кругу людей понять себя как Сознание и идентифицировать себя с Видящим, а не с видимостью. Они помогли им освободиться от навязанных чувств и мыслей и увидеть их как внешние или "стекающие" с Пустого Сознания. Дальше этого Хардинг не идет. Он не предпринимает никаких шагов по воссоединению Сознания с его содержимым. Таким образом возникает опасность, что последователи Хардинга примут свое первое прозрение за окончательное, что "безголовость" превратится в конец пути, вместо того, чтобы стать его началом. Но все это едва ли способно преуменьшить несомненные преимущества хардинговских техник. Ведь именно они указывают на очевидный, но обычно игнорируемый факт, выясняющийся при непосредственном восприятии: что люди видят все что угодно, кроме своей головы, и, следовательно, пора перестать воображать голову тем местом, где живет наше "Я". Ибо, если я смотрю и вижу окружающий мир вместо себя самого, то я исчезаю, становлюсь одним целым с миром, и мне уже не нужно воспринимать себя отдельно от него."
Кто ты на самом деле
Видение своей истинной природы
автор: Ричард Ланг
В этой книге описан метод самоисследования, иногда называемый «безголовостью» или «видением, кто ты на самом деле», изобретенный просветленным учителем из Англии Дугласом Хардингом (р. 1909). Предлагаются простые, но глубокие практики восприятия в виде экспериментов, направляющие к этому Видению в Центре вас самих. Основная идея – направить внимание на то, что/кто вы есть прямо здесь, на то, что ближе дыхания, мыслей и чувств. Эксперименты основаны на контрасте того, чем вы кажетесь другим, и вашей истинной природой Ничто, или Емкости, вмещающей весь мир. Эти две ваши стороны абсолютно противоположны друг другу и в то же время взаимосвязаны – внешняя и внутренняя история вас самих.
Книга отличается очень легким и воодушевляющим изложением и предназначена для заинтересованных читателей с любым уровнем подготовки.
(2006 г., твердый пер., 272 стр.)
***
Ничто никогда не случалось т.1
Жизнь и учение Пападжи (Пунджи)
автор: Дэвид Годмен
Пападжи (Х. В. Л. Пунджа) – современный просветленный учитель адвайты, ученик Раманы Махарши.
Это первая книга трехтомного жизнеописания Пападжи, жизнь которого была наполнена удивительными и даже чудесными событиями, главным из которых стала реализация его истинной природы. В этом томе описаны ранние годы Пападжи, его духовный поиск и сопутствующие ему чудесные явления: необычные состояния сознания, встречи с богами, духами, людьми, обладающими необычными силами, встреча с его учителем Раманой Махарши, последующая вскоре реализация и период становления Пападжи как учителя.
(2006 г., твердый пер., 496 стр.)
***
Врата дзэн
авторы: Бодхидхарма, Хуйхай, Бассуй
Собрание трудов трех просветленных мастеров дзэн, принадлежащих к разным историческим периодам. Все они указывают на недвойственную Реальность, которую непосредственно «реализовали». Книга будет представлять интерес для серьезных ищущих.
Анри Ле Со (Henri Le Saux) (1910-1973) – французский священник-бенедиктинец, основатель бенедиктинского монастыря Пресвятой Троицы в Шантиванаме (Керала, Индия). Один из трёх пионеров индуистско-христианского диалога (вместе с Жюлем Моншаненом и Бедой Гриффитсом). После встречи в 1949 году с выдающимся индуистским святым XX века Шри Раманой Махарши, принял санньясу (посвящение в монахи согласно индуистской традиции) и стал учеником свами-отшельника Шри Джнянананы Гири. Оставаясь до конца дней христианином, верным Католической Церкви, привнёс в свою духовную практику значительное количество особенностей индуистской духовной культуры и философии.
Dr. J. Glenn Friesen
My Doctoral Thesis, "Abhishiktananda's Non-Monistic Advaitic Experience" (University of South Africa, 2001).
This document is in pdf format. Due to its length, the document has been divided into five separate pdf downloads.
В августе 2006 года появилась новая книга серии «Джнянавакья»:
«Адвайта-веданта
для двадцать первого века»
Майкл Момот
Книга раскрывает философские основы Адвайта-веданты, делая акцент на том эволюционном потенциале, который имеет это учение для человеческой цивилизации сегодня. Подчёркнута глубинная взаимосвязь философии и этики Веданты с христианством и другими духовными традициями человечества. Подробно останавливаясь на спорных вопросах учения Адвайта-веданты, автор рассматривает их в русле классической, древней традиции. Многочисленные имена и высказывания известных учителей Веданты приведены в контексте исторического развития этого учения и готовят читателя к восприятию первоисточников. Тщательно подобранная санскритская терминология охватывает весь спектр ключевых понятий Веданты. Отдельная глава посвящена тому, как учение Веданты отражено в новейших богословских, философских и научных исследованиях, направленных на создание обобщающей, всеохватывающей картины мира, методологии познания и самопознания. Книга имеет красочную обложку, иллюстрации, 260 стр.
«Адвайта-веданта для двадцать первого века» представляет собой энциклопедию Веданты, которая призвана ответить на вопросы «зачем», «почему» и «как». Отдавая должное философским и историческим аспектам Веданты, книга делает особый акцент на том, в чём реально заключается не-двойственный путь, какие опасности, противоречия, иллюзии, подмены и заблуждения встречаются на этом пути.
Вторая книга «Джнянавакья. Беседы о Невидимом» возвращает читателя к древней традиции и содержит пришедшие в медитации короткие наставления или «крупицы понимания», которые перемежаются близкими по смыслу цитатами из священных текстов. Для книги был подготовлен русский перевод ряда малодоступных индийских и европейских адвайтических первоисточников.
«Джнянавакья» в настоящее время готовится к печати. Будем рады сотрудничеству с заинтересованными российскими издательствами и региональными книготорговыми организациями!
Вы не мoжeте начинать темы Вы не мoжeте отвечать на сообщения Вы не мoжeте редактировать свои сообщения Вы не мoжeте удалять свои сообщения Вы не мoжeте голосовать в опросах
Движется на чудо-технике по сей день
Соблюдайте тишину и покой :)