Сайт Лотоса » на главную страницу
домойFacebookTwitter

Форумы Лотоса



Ну вот и всё :)
Эти Форумы Лотоса завершают своё существование, как и было запланировано
Новые Форумы Лотоса ждут всех и каждого. Новый подход, новые идеи, новые горизонты.
Если хотите продолжать старые темы, то открывайте их на новом форуме под тем же названием и оставляйте в первом сообщении ссылку на старую тему.

Природа гун и их влияние на человека.

 

| Еще
Автор Сообщение
Принцесса
Активный участник
Сообщения: 1580
Темы: 124
Откуда: из сказки
Профиль ЛС

Карма: +119/–8
Природа гун и их влияние на человека.

Природа гун и их влияние на человека.
Природа окружающего мира – чудесна и удивительна. Никто не может постигнуть до конца ее силы. Блага и лишения, радость и печаль, достижения и утраты – все исходит от природы (пракрити). Эта она правит судьбами всех живых существ. Природе свойственны три состояния, или начала (гуны). Божественная триада – Брахма, Вишну, Шива – это олицетворение трех гун природы. Три гуны ответственны за процессы созидания (сришти), сохранения (штхити) и распада (лайя). Весь многообразный жизненный опыт человека является результатом действия этих трех сил, или гун. Человеку не следует стремиться к тому, чтобы прожить долгую жизнь. Он должен стремиться к тому, чтобы прожить святую жизнь. Человек, как часть Космоса, пронизанного божественностью, прежде всего должен стараться приблизить свою жизнь к божественному, вырвавшись за пределы влияния трех гун.

Весь Космос, состоящий из живых существ и неодушевленных объектов, подвержен влиянию трех гун, но стремления человека должны быть направлены к познанию того начала, которое находится вне их влияния. Это Бог – воплощение Атмы

Все началось с того, что из Атмы возникли пять тонких элементов – пространство, воздух, огонь, вода и земля (панча бхутас). Каждый из пяти тонких элементов подвержен воздействию трех начал, свойств, или гун. Под влиянием трех гун произошло развитие пяти тонких элементов и их уплотнение, и они превратились в пять плотных элементов благодаря процессу «пятикратного слияния» (панчи-критам), путем обмена элементов между собой и сочетания их комбинаций. Это привело к возникновению проявленной материи Космоса.

Три гуны, или три качества природы, которыми пронизан весь Космос, это саттва, раджас и тамас. Прежде всего, рассмотрим природу творения, обусловленную качествами саттвического начала (саттва гуны). Внутренний мир человека, или его тонкая структура (антахкарана) представляет из себя исключительно саттвическое состояние пяти элементов.

Пространство (акаша) – первый из пяти элементов. Пространство дало начало качеству природы, которое называют абсолютной саттвой (шудха саттва). Этим была обусловлена человеческая форма развития. Результатом саттвического аспекта пространства было возникновение слуха (и его органа – уха). Второй элемент – это воздух. Осязание (его орган – кожа) – результат саттвического аспекта воздуха. Зрение произошло от саттвического начала третьего элемента, огня (его орган – глаз). Саттвическое начало четвертого элемента, воды, привело к возникновению вкуса (его орган – язык). Обоняние (его орган – нос) – это чувство восприятия, которое произошло от саттвического начала пятого элемента, земли.

Таким образом, саттвическое начало пяти элементов явилось причиной возникновения пяти видов чувственного восприятия: слуха (шабды), осязания (спарши), зрения (рупы), вкуса (расы) и обоняния (гандхи). Поскольку каждый из пяти видов чувств возник из отдельного элемента, он выполняет только свою определенную функцию, без дублирования функций других видов восприятия.

В то время как в антахкаране, внутреннем орудии познания, проявляется совместное действие всех пяти элементов в их саттвическом состоянии, комбинация пяти элементов в состоянии раджаса является основой проявлений жизненной силы человека, или праны. Проявление качеств раджаса отдельно по всем пяти элементам следующее: пространству в состоянии раджаса соответствует голос и слово (вак), воздух в состоянии раджаса проявлен в руках, выполняющих работу; огонь в состоянии раджаса соответствует передвижению, которое осуществляется при помощи ног; четвертый и пятый элементы в состоянии раджаса – вода и земля – выражаются в двух функциях отправлений человеческого организма и соответствующих им экскреторных органах.

Из этого можно сделать вывод, что у пространства – двое «детей», один из них – это ухо, с «характером» саттва, а другой – это голос с «характером» раджас. Ухо, первое дитя пространства, передает звук из внешнего мира во внутренний. Второе дитя пространства, голос, направляет свою реакцию в форме слов из внутреннего мира во внешний. Также и кожа, орган осязания, является первым ребенком воздуха в состоянии саттвы. Второй ребенок воздуха в состоянии раджаса – это орган действия, рука. Предположим, кожа чувствует, что по ней ползет муравей. В тот же самый момент рука реагирует на этот сигнал и стряхивает муравья. Из этих примеров видно, что саттвическое начало заинтересовано в получении впечатлений извне, в то время как качеству раджаса свойственно выносить эти впечатления изнутри наружу в виде своей реакции на них.

Другими словами, органы восприятия (джнянендрии), возникшие из саттвического начала, принимают стимулы из внешнего мира во внутренний, а органы действия (кармендрии), возникшие из состояния раджаса, дают ответную реакцию на эти стимулы.

Саттва – это способ проявления природы (пракрити), который имеет первостепенное значение. Природу, пракрити, называют словом «Стри», которое состоит из трех слогов: «Са», «та», «ра». Скрытый смысл этого слова заключается в том, что прежде всего следует стремиться к тому, что обладает саттвическими качествами; следующий слог «та» подразумевает развитие некоторых свойств тамаса, таких как смирение, сдержанность, покорность, скромность; последний слог «ра», обозначающий гуну раджаса, говорит о том, что иногда, при определенных жизненных ситуациях, необходимо проявить твердую решимость и непреклонность характера. Качество раджаса должно занимать последнее место в характере человека. Это означает, что действия, продиктованные свойствами раджаса, следует предпринимать в крайнем случае, как последнее средство, только когда их невозможно избежать.

В бесконечном движении Космоса саттвическое начало имеет первостепенное значение и слог «Са», или «са-кара» всегда будет стоять впереди. Поэтому, долг каждого развивать в себе саттвические свойства во всех проявлениях человеческой личности – в мыслях, представлениях, словах и поступках.

Следующий вопрос, который необходимо рассмотреть, это то, как под влиянием гуны тамаса посредством процесса «пятикратного слияния» (панчи-критам) и путем сочетания комбинаций элементов тонкая субстанция пяти элементов уплотняется в своем развитии, что приводит к возникновению пяти плотных элементов.

Для более легкого понимания этот чрезвычайно сложный процесс может быть проиллюстрирован следующим примером: предположим 5 человек, то есть 5 элементов, собрались вместе, и у каждого из них есть монета достоинством в 1 рупию. Затем каждый из них меняет 1 рупию на 1 монету в 1/2 рупии + 4 монеты, равнозначных 1/8 части рупии. Далее, Акаша (Пространство) оставляет себе свои 1/2 рупии, а остальные 4 монеты достоинством в 1/8 часть рупии распределяет между другими 4 элементами. Второй элемент, Вайю или Воздух, делает то же самое: оставляет себе свою монету в 1/2 рупии, а остальное по отдельности отдает другим. Огонь, Вода и Земля поступают аналогично, следуя той же самой схеме. В результате всех этих комбинаций каждый элемент имеет по 1 рупии, но состав ее изменился благодаря обмену между элементами соответствующими частями их собственной природы. Первоначально каждый элемент сохранял в себе свою целостность. Процесс смешения привел к тому, что теперь в каждой «рупии» есть в наличии все 5 элементов. Это означает, что в результате этого обмена, каждый элемент теперь состоит из одной половины своей первозданной природы и второй половины, состоящей из комбинации 1/8 частей остальных четырех элементов. Например, состав Земли будет следующий: 1/2 Земли + 1/8 Пространства + 1/8 Воздуха + 1/8 Огня + 1/8 Воды. Аналогичным будет состав и других четырех элементов.

Так из единства возникло многообразие, в основе которого лежит процесс пятикратного слияния элементов (панчи-критам).

Три гуны - саттва, раджас и тамас, - изменяясь и сочетаясь различным образом, проявляются как все это Творение, как эта Вселенная, эта Пракрити. Поэтому Пракрити, природа, подвержена изменениям, она не постоянна, не истинна. Но Атма - это Чаитанйа (сознание), которая есть теджорупам, сияние; и поэтому она не подвержена осквернению или изменениям. Тело есть Пракрити (материальное); буддхи (ум) и манас (интеллект) - тоже Пракрити (материальны), и по этой причине они также различаются соответственно степени преобладания или недостатка той или иной гуны.

Саттвагуна устойчива, чиста, самоотверженна, светла; поэтому у обладающих этим качеством не будет желаний или потребностей, они будут готовы к познанию Атмы. Обладающие раджогуной будут заняты делами, замутненными эго. У них может быть желание служить другим, но это желание побудит их добиваться славы и гордиться своими достижениями. Наряду со стремлением к благу других, они станут стремиться и к собственному благу. Наделенные тамогуной охвачены темнотой неведения и поэтому идут ощупью, не зная, что плохо, а что хорошо.

Вселенная во всех ее видимых проявлениях сотворена из трех качеств, или гун. Они же поддерживают ее существование и определяют ее исчезновение. Эти три качества - жизненное дыхание нашего иллюзорного мира, они активизируют все процессы во вселенной. Испытывая сильное воздействие трех гун, человек теряет божественную жемчужину умиротворения. Умиротворение рождается в сердце, когда человек полностью освобождается от власти трех гун (саттвы, раджаса и тамаса), определяющих тип его темперамента: невозмутимость, страсть или инертность. Вам понадобятся серьезные усилия, чтобы по отношению к трем гунам развить в себе чувства непривязанности, хладнокровия и беспристрастия (виракти, упекшу и анасакти).

Каждая из гун обладает определенными свойствами. Саттва проявляет себя как умиротворение и покой, раджогуну можно сравнить с неярким светом (джьоти), а тамогуну - с тем же джьоти, но скрытым за завесой тумана и дыма. Эти качества могут претерпевать некоторые изменения в зависимости от того, каким образом они сочетаются друг с другом. Если, например, случится так, что лев вызволит мышь из беды и спасет от смерти, то мышь, в благодарность льву, постарается поддержать его в трудную минуту. И другой пример: когда Вали, царь обезьян, отобрал у своего брата Сугривы царство, изгнал его в лес и похитил жену, Сугрива, затаив обиду, жаждал отомстить и просил в этом помощи Рамы. Это примеры преобладающего проявления одной из гун. Все состояния человека - будь то гнев или невозмутимость - рождены гунами.

Жизнь следует рассматривать как проявление трех гун, как игру сил, дергающих марионеток за веревочки. Это сознание должно пронизывать каждую мысль, слово и поступок. Вот джнана, знание в котором вы нуждаетесь. Все остальное - неведение, аджнана.

Позволь мне сказать тебе, что желание плода своих действий - это признак раджогуны, которая тебе не подобает. Возможно, ты предпочтешь остаться бездеятельным. Но это признак тамогуны! Это даже хуже, чем раджогуна". Господь установил четыре заповеди: первая из них -"делай", другие три - "не делай"; первая настаивает на развитии силы; прочие требуют избегать слабости. Желание результата вашего действия - признак раджогуны, отказ от действия, когда вы не можете извлечь из плода пользу, - признак тамогуны. Совершайте действия, зная, что результат последует, но все же не будьте привязаны к нему, озабочены им - это будет признаком саттвагуны.

Если ламповое стекло чистое - то и свет лампы будет ярок. Если же стекло замутнено или грязное - тогда свет, проходящий сквозь него будет тусклым. Но если поставить лампу в глиняный сосуд, темнота останется той же, что и была. Лампа - одна и та же, но ее вместилище, окружение влияет на ее свет. Саттвагуна - это лампа, ясно светящая через прозрачное стекло; раджогуна - закоптившееся ламповое стекло, делающее свет тусклым и недостаточным; тамогуна - глиняный кувшин, и находящаяся внутри него лампа не освещает ничего.

Саттвагуна - это Атмаджнана; раджогуна до некоторой степени загрязнена, как копоть загрязняет стекло и ослабляет свет, и раджогуна также мешает пламени лампы, поэтому оно не светит прямо и ровно; тамогуна - это сокрытие света, или джнаны, самой природы человека".

Когда эти виды природных импульсов преобладают и пытаются направить человека по своим каналам, нужно молиться Богу, чтобы свести на нет их воздействие. Это первая обязанность человека, который хочет достичь Бога. Утро является временем Сатвического качества, полдень относится к Раджасическому качеству, а вечерние часы сумерек относятся к Тамасическому качеству. Это правило природы. На рассвете ум пробуждается из состояния сна свободным от возбуждения и угнетенности, и поэтому ум в это время спокоен и ясен. В это время, в этом состоянии ума, дхьяна, медитация на Господа, очень плодотворна, как известно каждому. В этом причина, почему предписана ПратахСандхья (утренняя молитва). Но, не понимая этой значимости, люди продолжают выполнять ритуалы слепо и механически просто потому, что в древности было установлено такое правило. Вторая обязанность человека - это выполнять поклонение Сандхья, понимая его внутренний и глубинный смысл.





Компиляция из лекций Свами.

Компиляцию сделала Либера.
 
25 07 2013, 04:06 URL сообщения
романтик
Постоянный участник
Сообщения: 433
Темы: 0

Профиль ЛС

Карма: +29/–5

Цитата:
Жизнь следует рассматривать как проявление трех гун, как игру сил, дергающих марионеток за веревочки. Это сознание должно пронизывать каждую мысль, слово и поступок. Вот джнана, знание в котором вы нуждаетесь. Все остальное - неведение, аджнана.


Я нуждаюсь в том, чтобы каждый миг считать себя марионеткой??????
С какой стати??

Этот свами просто глуп!
 
25 07 2013, 04:16 URL сообщения
 

Перейти:  


Вы не мoжeте начинать темы
Вы не мoжeте отвечать на сообщения
Вы не мoжeте редактировать свои сообщения
Вы не мoжeте удалять свои сообщения
Вы не мoжeте голосовать в опросах



Движется на чудо-технике по сей день
Соблюдайте тишину и покой :)

 

 


Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки


Лотос Давайте обсуждать и договариваться 1999-2019
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :)
| Правообладателям
Модное: Твиттер Фейсбук Вконтакте Живой Журнал
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100