Сайт Лотоса » на главную страницу
домойFacebookTwitter

Форумы Лотоса



Ну вот и всё :)
Эти Форумы Лотоса завершают своё существование, как и было запланировано
Новые Форумы Лотоса ждут всех и каждого. Новый подход, новые идеи, новые горизонты.
Если хотите продолжать старые темы, то открывайте их на новом форуме под тем же названием и оставляйте в первом сообщении ссылку на старую тему.

рецензии

 

| Еще
Автор Сообщение
Akisawa
Активный участник
Сообщения: 8989
Темы: 116
Откуда: msk
Профиль ЛС
www

Карма: +237/–11
рецензии

В этой притче о человеке, который был вынужден только врать под страхом смерти за слово правды автор совместил как минимум два потока. Первый о том, как это трудно, всегда врать, напоминает Русалочку Андерсона, лишённую голоса. Второй же повествует о том, что только врать невозможно, ведь что бы ты ни сказал, оказывается рано или поздно истиной.
 
08 12 2008, 13:21 URL сообщения
*Schu
Активный участник
Сообщения: 3494
Темы: 5

Профиль ЛС

Карма: +103/–3

Akisawa, а где притча? Что-то, вроде, одно и то же написано. Можно ссылку, прочитать притчу?
 
08 12 2008, 16:55 URL сообщения
Akisawa
Активный участник
Сообщения: 8989
Темы: 116
Откуда: msk
Профиль ЛС
www

Карма: +237/–11

*Schu, перечитай вступления к Абсолютной Пустоте и Мнимой величине Лема.
 
08 12 2008, 20:14 URL сообщения
*Schu
Активный участник
Сообщения: 3494
Темы: 5

Профиль ЛС

Карма: +103/–3

Akisawa, нет. Мне разонравился Лем (как писатель). Я недавно читала "Путешествие Четырнадцатое"(Ийона Тихого), но так и не поняла, что такое Сепульки. А зачем писать рассказ о них, если сам не знаешь, что это такое и разочаровываешь читателя, так и не рассказав что это значит.
 
08 12 2008, 22:25 Отзывы :: URL сообщения
Akisawa
Активный участник
Сообщения: 8989
Темы: 116
Откуда: msk
Профиль ЛС
www

Карма: +237/–11

*Schu,
Цитата:
писать рассказ о них, если сам не знаешь, что это такое

-- это определение всей мировой литературы и вообще искусства.
 
09 12 2008, 10:08 URL сообщения
Akisawa
Активный участник
Сообщения: 8989
Темы: 116
Откуда: msk
Профиль ЛС
www

Карма: +237/–11
Игра

Сюжет этого текста по-началу изобилует знакомыми эпизодами, и может показаться, что в нём нет ничего нового. Однако есть два момента, нигде до этого в мировом искусстве не освещённые так, как сделано здесь. То, что жизнь не такая, как кажется, и что события в ней обнаруживают связь со временм, ни для кого не секрет. Однако если и описывалось состояние человека, охватившего взглядом всю свою жизнь и убедившемся в её абсурдности и, больше того, иллюзорности, делалось это в оптимистическом ключе. Здесь же показана вся глубина одиночества на первом шаге, до сих пор возможная в описании только музыкой, и безвыходность следующего, последнего шага понимания. К сожалению, конец представляется скомканным. Видимо, потому, что сам автор текста или, если учитывать изложенное в тексте, сам текст, как мы его наблюдаем в нашем мире со временем, ещё не завершён.
 
19 02 2009, 14:31 URL сообщения
*Schu
Активный участник
Сообщения: 3494
Темы: 5

Профиль ЛС

Карма: +103/–3



Последний раз редактировалось: *Schu (20 02 2009, 13:22), всего редактировалось 1 раз
 
20 02 2009, 12:16 URL сообщения
Akisawa
Активный участник
Сообщения: 8989
Темы: 116
Откуда: msk
Профиль ЛС
www

Карма: +237/–11

Рецензирование несуществующих книг не есть изобретение Лема; примеры
можно найти не только у современного писателя - Х.Л.Борхеса (скажем,
"Анализ творчества Герберта Куэйна" в сборнике "Хитросплетения"), идея
гораздо старше - и даже Рабле был не первым, кто ее воплотил. Но
курьезность "Абсолютной пустоты" в том, что автор решил создать целую
антологию таких критических опытов. Систематичность педанта или шутника?
Второе более вероятно, и этого впечатления не ослабляет предисловие -
предлинное и ученое, в котором читаем: "Писание романов есть форма утраты
свободы творчества. (...) В свою очередь, рецензирование - труд еще более
каторжный и еще менее благодарный. О писателе можно хотя бы сказать, что
он сам себя приневолил - избрав сюжет. Положение критика хуже: рецензент
прикован к предмету рецензии, как каторжник к тачке. Писатель теряет
свободу в своей книге, критик - в чужой".
Напыщенность этих сентенций слишком очевидна, чтобы принимать их
всерьез. Чуть ниже в предисловии (названном "Автозоил") говорится:
"Литература повествовала доселе о вымышленных _персонажах_. Мы пойдем
дальше: будем описывать вымышленные _книги_. Вот она, возможность вновь
обрести свободу творчества, а заодно - совершить обручение двух
неродственных душ, беллетриста и критика".
"Автозоил", по Лему, есть творчество, свободное "в квадрате", поскольку
критик текста, введенный в сам текст, получает большую свободу маневра,
нежели автор-повествователь традиционной или нетрадиционной литературы. С
этим еще можно было бы согласиться: подобно марафонцу, что ловит второе
дыхание, литература ныне стремится подчеркнуть дистанцию между собою и
изображаемым. Хуже другое - теоретическое вступление тянется без конца.
Лем рассуждает о положительных сторонах небытия, об идеальных
математических объектах и новых метауровнях языка. Для шутки это уже
длинновато. Больше того - своей увертюрой Лем просто мистифицирует
читателя (а может, и самого себя?), так как псевдорецензии, составляющие
"Абсолютную пустоту", вовсе не сводятся к набору шуток. Я разделил бы их -
иначе, чем автор, - на три категории.
1) Пародии, подражания и передразнивания: сюда относятся "Робинзонады",
"Ничто, или Последовательность" (оба текста высмеивают - по-разному -
"Nouveau Roman" ["новый роман" (фр.), или "антироман"]), да еще, пожалуй,
"Ты" и "Гигамеш". Впрочем, "Ты" - вещь довольно рискованная; выдумать
_плохую_ книгу и после ее за это высмеять - слишком дешевый прием. В
формальном плане всего оригинальнее роман "Ничто, или Последовательность",
поскольку его уж точно никто бы не смог написать; форма псевдорецензии
позволяет выполнить акробатический трюк: дать критический разбор книги,
которой не только нет, но и быть не может. "Гигамеш" понравился мне меньше
всего. Речь идет о мешке и шиле; но, право, стоит ли при помощи _таких_
шуток разделываться с шедеврами? Быть может - если сам их не пишешь.
...
Итак, из хронического, застарелого голода на пригодный в духовную пищу
реализм, из мыслей, чересчур дерзких по отношению к собственным
воззрениям, чтобы можно было их высказать прямо, из всего, о чем напрасно
мечтается, - и получилась "Абсолютная пустота". Ученое предисловие,
которое будто бы обосновывает "новый литературный жанр", - всего лишь
отвлекающий маневр, намеренно подчеркнутый жест, которым фокусник отводит
наш взгляд от того, что он _действительно делает_. Нам предлагают
поверить, что будет показана ловкость рук, но это лишь видимость. Не прием
"псевдорецензий" породил эти тексты, но сами они, тщетно требуя
воплощения, воспользовались этим приемом как оправданием и предлогом.
Иначе все так и осталось бы в сфере молчания. Речь здесь идет об отказе от
фантазирования в пользу прочно стоящего на земле реализма, об
отступничестве в эмпирии, о еретическом духе в науке. Неужто Лем
рассчитывал, что его уловка останется незамеченной? Она чрезвычайно
проста: со смехом выкрикивать то, о чем всерьез и прошептать-то не хватит
духу. Вопреки тому, что сказано в предисловии, критик не обязательно
"прикован к книге, как каторжник к тачке": его свобода не в том, что он
может превознести или ниспровергнуть книгу, а в том, что через нее он
может взглянуть, как через стеклышко микроскопа, в автора. И тогда
"Абсолютная пустота" оказывается рассказом о том, чего хотелось бы, но
чего, увы, нет. Это - книга невоплощенных мечтаний. И единственное, что
еще мог бы сделать Лем, петляя и запутывая следы, - это перейти в
контратаку, то есть заявить, что вовсе не я, критик, а сам он, автор,
написал эту рецензию, пополнив еще и ею "Абсолютную пустоту".
 
20 02 2009, 12:41 URL сообщения
*Schu
Активный участник
Сообщения: 3494
Темы: 5

Профиль ЛС

Карма: +103/–3



Последний раз редактировалось: *Schu (20 02 2009, 13:21), всего редактировалось 1 раз
 
20 02 2009, 12:54 URL сообщения
Akisawa
Активный участник
Сообщения: 8989
Темы: 116
Откуда: msk
Профиль ЛС
www

Карма: +237/–11

перечитай вступления к Абсолютной Пустоте и Мнимой величине Лема.
 
20 02 2009, 12:57 URL сообщения
izel
Активный участник
Сообщения: 1892
Темы: 1

Профиль ЛС

Карма: +33/–5

Шу, вы нее читали про гармониусов? Про них было : что они были очень просто устроены;жили колониями;были ромбовидной формы;и в крайнем случае их можно было есть,хотя они могли показывать музыку.
 
02 09 2009, 19:48 URL сообщения
Kay
Активный участник
Сообщения: 1441
Темы: 3

Профиль ЛС

Карма: +42/–1

izel, нет, кто про них писал? Показывать музыку, интересно.
 
02 09 2009, 20:30 Отзывы :: URL сообщения
izel
Активный участник
Сообщения: 1892
Темы: 1

Профиль ЛС

Карма: +33/–5

Кажется Шекли,но в самом крайнем случае-Воннегут
 
02 09 2009, 22:06 URL сообщения
Kay
Активный участник
Сообщения: 1441
Темы: 3

Профиль ЛС

Карма: +42/–1

Что же ему не пишешь? Переехала, был...

Все так просто разбрасываются.
 
20 09 2009, 20:37 URL сообщения
 

Перейти:  


Вы не мoжeте начинать темы
Вы не мoжeте отвечать на сообщения
Вы не мoжeте редактировать свои сообщения
Вы не мoжeте удалять свои сообщения
Вы не мoжeте голосовать в опросах



Движется на чудо-технике по сей день
Соблюдайте тишину и покой :)

 

 


Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки


Лотос Давайте обсуждать и договариваться 1999-2019
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :)
| Правообладателям
Модное: Твиттер Фейсбук Вконтакте Живой Журнал
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100