Ну вот и всё :)
Эти Форумы Лотоса завершают своё существование, как и было запланировано Новые Форумы Лотоса ждут всех и каждого. Новый подход, новые идеи, новые горизонты.
Если хотите продолжать старые темы, то открывайте их на новом форуме под тем же названием и оставляйте в первом сообщении ссылку на старую тему.
В свое время я, пытаясь разобраться, что же такое йога, проработал более двухсот книг по ней. Из сотни книг, показавшихся мне наиболее солидными, я выписал массу цитат. Поскольку мне осточертело рассказывать о том, что читатель этого форума понять не в состяонии в принципе, начну выкладывать эти свои выписки здесь на форуме. Может, кому и пригодятся. Выписки я разбил на темы. Начну с темы, "Что такое йога".
1-1 «Любой человек на любой стадии жизни может практиковать йогу, ибо она универсальна» (Йогендра, «Учение йоги, упрощенные асаны»)
1-2 «Нет другого пути к свету, кроме устранения собственной слепоты и простым знанием слов ничего не добиться», (Блофельд Д. «Мантрас»)
1-3 «Встань и приветствуй выбравшего лучшую долю! Труден его путь к мудрости. Лезвию ножа подобен он». (Катха Упанишады)
1-4 «Йога является практикой, приводящей чувства под контроль и создающую внутреннюю систему мира и равновесия с самим собой и с окружением. Сама по себе йога не ведет к освобождению, это состояние приходит само, изнутри в результате «правильного усилия». Это специфическое умение видеть то, что есть, таким, как оно есть. Йога подготавливает к такому состоянию, но не дает его». (Джуши К. «Йога в повседневной жизни»)
1-5 «Йога считает, что существует восприятие более совершенное, чем обычное аналитическое и логическое. Такое восприятие называется «праджна». Йога также предполагает наличие в человеке «чистой души», которая «замутнена» нашими желаниями и частными впечатлениями. Это замутнение называется «майя» (вуаль). Устранение этой вуали и непосредственная связь с чистой душой и является целью йоги». (Дасгупта С. «Философия йоги»)
1-6 «На тропе йоги ученику не на кого надеяться, кроме как на самого себя. Учитель может только дать совет, но не более. Необходимо личное усилие по собиранию картины мира, которая рассыпается у ученика на первых же шагах практики. Однако, самообман здесь недопустим». (Боом В. «Чакрас»)
1-7 «Истинная йога ведет к контакту с внутренней сущностью человека и к преобладанию творческого потенциала в его духовной жизни». (Гауэр Ю. «Йога, индусский путь к себе»)
1-8 «Последователь йоги неудовлетворен своим положением, иначе зачем бы он тогда обратился к йоге? Но в отличии от пациента психоаналитика, он сознательно идет на тяжелый труд по переделыванию самого себя. Во всех удачах и неудачах он берет ответственность только на себя. Но любое действие рождает противодействие, особенно большое у жителя Запада, практикующего в одиночку. Он может столкнуться с потерей интереса к жизни». (Гостер Д. «Йога и западная психология»)
1-9 «Йога не совершенное знание догматов, это совершенствование духовных способностей. А вот как их применять – дело практикующего. Это ставит в тупик тех, кто ищет в йоге высшую мораль. Йога – это своего рода описание игры. Вы можете не играть, но если взялись – соблюдайте правила. Иначе, это будет уже не йога». (Гостер Д. «Йога и западная психология»)
1-10 «Йога является методом работы со своим умом. На этом пути мы достигаем спокойствия и мудрости. Если вы ощущаете за пределами своего разума еще «что-то» и хотите достичь этого, то путь достижения и является йогой. Это гораздо более обширная дисциплина, чем представляет себе человек Запада, для которого йога – это чаще всего система сложных поз и особого дыхания». (Сатьянанда С. «Йога от моря и до моря»)
1-11 «Главное в практике йоги – найти метод, наиболее подходящий для данного человека». (Сатянанда С. «Медитация из тантр»)
1-12 «Никто не сделает тебя чистым или нечистым, все зависит от тебя самого» (Дхаммапада).
1-13 «Даже попытка идти путем йоги возвышает человека» (Кришнамурти, из книги Феррера Р. «Учение и практика хатха-йоги»)
1-14 «Йога обеспечивает развитие всех способностей, в том числе и сверхнормальных. Это следствие обучение, а в этом деле что действительно важно, так это умение думать, а не фантазировать. В этом помогает медитация, устраняющая предрассудки», (Феррер Р. «Учение и практика хатха-йоги»).
1-15 «Тот, кто пошел, должен идти, говорит Дхаммапада, и продвижение идет постепенно и соответствует личному усилию. Попытка сразу начать с верхов бесполезна. Постепенность – естественное качество ума. Ученик должен подготовиться к путешествию в одиночестве, учитель может лишь указать путь. Ученик уходит в эксперимент над самим собой, где может столкнуться с опасностями, о которых он вообще не имел представления. Только твердая воля и правильное понимание цели позволят вам двигаться к ней», (Хэмфри Х. «Концентрация и медитация»)
1-16 «Если действовать сознательно и сосредоточенно, то прекрасным средством для продвижение по пути освобождения является ваша повседневная деятельность», (Чан Чен-ци «Практика дзен»).
1-17 «Дела, долг, хозяйство – не помехи в йоге. Если практикующий не привязан к этому, он постепенно увеличивает успехи в практике», (Шива-самхита)
1-18 «Пока ум не выходит за рамки повседневности, он ощущает себя отдельной сущностью и находится в плену концептуальных иллюзий. Практика йоги позволяет освободиться от них и погрузиться в то, что формы не имеет. Тогда все становится единым и сливается с дхарма-кайей», (Эванс Венц «Тибетская книга смерти»)
1-19 «Йога не отделяет человека от мира, она освобождает его от иллюзий и предрассудков, привычных штампов мышления и власти эмоций над разумом. Основную роль в этом играет личное усилие разума и создание предрасположенности к сознательному концентрированию внимания. Надежда на космические силы, астрал, великую мудрость кого-то является грубой ошибкой», (Элиад М. «Патанджали и йога»)
1-20 «В йоге всегда взаимодействуют две сферы – нравственная и непосредственное восприятие. Нравственность побуждает к глубинному восприятию реальности. Уровень взаимодействия определяет степень продвижения или «ступень» йоги», (Гауэр, «Йога, индусский путь к себе»)
1-21 «Ученику нет необходимости заучивать слова, ибо истина не в них. Палец, указывающий направление, может и не быть направленным точно в цель. Невежда не в состоянии понять истинного значения слов-указателей», (Ланкаватара-сутра).
1-22 «Аксиомой йоги является закон причины и следствия. Все является следствием прошлых причин и само является причиной будущих следствий. Человек полностью погружен в этот процесс и вынужден постоянно сталкиваться с последствиями своих прошлых поступков. Это и есть «карма», избавление от которой йога видит в творческом отношении к настоящей ситуации и в осознании текущего процесса.
Немногие осознают, насколько автоматично и предопределено их мышление. Фактически, это клубок наших иллюзий, фантазий, неправильного восприятия и неверных выводов. Некоторые так и проживают жизнь в этом состоянии, но кто-то задумывается и задает себе вопросы «зачем?» и «как?», но решает их через эмоции. И только отдельные личности решаются глянуть истине в глаза. Это позволяет наблюдать и делать выводы, но проблемы не решает. Преодолеть это состояние можно только развитием одноточечного внимания и сознательного различения.
Приобретение такого истинного взгляда на жизнь избавляет от страха и ощущения неудачи. И тогда возникает желание передать это восприятие другим. Но люди, хотя и готовы признать, что шаблонно ведут себя, признать, что они и мыслят шаблонно, совершенно не способны. Устранение шаблонов мышления гением вас не сделает, но позволит увидеть собственные ошибки восприятия и выработать более адекватный взгляд на реальность», (Гостер Д. «Йога и западная психология»).
!-23 «Темен тот, кто поклоняется миру. Но еще более темен тот, кто поклоняется только бесконечности. Только принимающий обе стороны достигнет освобождения», (Шила Упанишады)
11-24 «Если понято, что все – пустота, нет необходимости в медитации. Если понято, что все иллюзорно, нет необходимости в спорах. Если искренне предан пути, неважно, чем занимаешься. Если не привязан к удовольствиям, не нужен аскетизм. Если ты овладел умом, неважно, участвуешь ты в общественных делах, или нет. Если ты постиг высшую сущность, неважно, обладаешь ты сверхспособностями, или нет», (Йога Великого Символа).
1-25 «Невежество (авидья) существует реально. Это не отсутствие знания, это наличие неправильного знания», («Йогасутра Патанджали с комментариями Вьясы»).
1-26 «Стремление к наслаждению ведет к заблуждению, мы удовлетворяем желание, но удовлетворения не получаем. Но поскольку правильное внутреннее ощущение не потеряно, в нас назревает конфликт. Мы попадаем в ловушку общепринятых стандартов поведения и мышления и осознание реальности исчезает.
Но нельзя путать реальную необходимость и желание. Тропа йоги начинается с разочарований и приходится решать серьезные проблемы. Это по силам очень немногим. Большинство ждет от йоги дивидентов, такие не получат ничего», (Раджагопалан С. «Пратьяхара в нашей жизни»).
1-27«Йогин не занимается разрушением старых и созданием новых связей. Он старается смотреть на мир без предрассудков и непредвзято. В том числе и на самого себя. Пытаясь ухватить что-то, что находится за пределами нашего восприятия, мы лишь хватаем руками воздух. Это рождает неуверенность и сомнение. Такое двойственное восприятие – первый шаг к началу пути. Мы начинает терять ощущение своего существования. Если мы воспримем это ощущение с юмором, мы вступим на путь Тантры», (Трунгпа Ч. «Путь без цели»).
1-28«Все техники в йоге связаны с развитием интуитивного восприятия. Не следует думать, что это легкий процесс. Практика насыщена паническими страхами, отчаянием и внутренними конфликтами. Это постоянная цепь саморазрушения. Осознание жестокости и неизбежности этой жестокости буквально оглушает ученика. Его обычные понятия о добре и зле исчезают. Только постоянное усилие по осмыслению препятствий помогает достичь внутреннего покоя», (Мукерджи А. «Мир Тантры»).
1-29 «Человек Запада до сих пор путает понятия «интересоваться» и «практиковать», и, взявшись за практику, с удивлением обнаруживает, что это очень тяжелое занятие и что немедленных результатов ждать не следует.
Может быть, вы решите вырвать у себя корни заблуждений и возьметесь за практику. Помните, вы взваливаете на себя груз огромной тяжести, и иных путей нет. Принимаются за йогу многие, но цели достигают единицы. Сегодня йога выродилась и ее истинная практика мало кому известна. Кто-то наполняет ум идеями, которые сам и выдумал; кто-то читает древние тексты и толкует их, как ему заблагорассудится; кто-то разделяет вещи и сопоставляет их. Все это не ведет к цели», (Чан Чен-ци «Практика дзен»).
1-30 «Изучение йоги по текстам опасно, так как в последних не указаны многие детали практики. Для понимания указаний необходимо разбираться в культуре Индии того периода, когда создавался труд, в ее мистических и религиозно-философских течениях. Сегодня термином «йога» называют разношерстные течения, в том числе и совершенно «вычурные». Можно встретить и суровый аскетизм и необузданную эротику, в то время как третьи добиваются соединения с божественным духом», (Элиад М. «Техника йоги»).
1-31 «Невозможно перечислить все доктрины, ведущие к освобождению. Люди заблудились в этом мире, и только йога является правильной доктриной и только с ее помощью можно получить истинное знание», (Шветашватара упанишады).
1-32 «Теории йоги, изложенные в литературе, скорее ставят в тупик, чем дают объективную информацию», (Бернард Т. «Хатха-йога»).
1-33 «Попытки механически перенести йогу на Запад некорректны, так как ее духовные установки противоречат западным. Это очень серьезная проблема», (Гауэр Ю. «Йога, индусский путь к себе»).
1-34 «Огромной проблемой является перевод оригинальных текстов йоги. Для многих понятий восточной философии просто не существует адекватных определений на Западе. Переводчики, как правило, не имеющие опыта в йоге, делают перевод, ошибочность которого предопределена изначально», (Гюнтер Г. «Жизнь и учение Наропы»).
1-34 «Я прочел много книг по йоге. Большинство из них написано людьми, не имеющими и крупицы собственного опыта в этой практике. Я не смог найти никого, кто бы имел собственный опыт пробуждения Кундалини. Я общался со многими садху и с гуру, но никто не мог дать мне дельного совета. Во всей Индии, с тысячевековой историей развития йоги, я не нашел ни одного человека с действительно практическим опытом!
По моему мнению, ни древнего, ни современного материала, реально описывающего методы йоги и те изменения, которые они вызывают, вообще не существует. Описание чакр или лотосов настолько нереально и перегружено мифологической символикой, что отсеять практические приемы нет никакой возможности. Поэтому сегодня найти мастера в практике Кундалини, судя по моему опыту, невозможно.
Сегодня те, кто занимаются йогой, считают, что получить просветление так же просто, как перейти в другую комнату. Они не понимают, что йога в Индии давно умерла и превратилась в пересказывание древних текстов без понимания их истинного значения», (Гопи К. «Кундалини»).
1-35 «Йога никогда не была рассчитана на западные методы обучения, поэтому в текстах содержатся лишь общие принципы, а детали практики сообщал ученику учитель устно. К тому же тексты написаны тантрической лексикой, ставящей в тупик западного читателя», (Бернард Т. «Хатха-йога»).
1-36 «Многие книги по йоге коньюктурны. Они выхватывают из нее только то, что модно в данный момент. Человек видит, что то, что «оракулы истины» перподносят ему как великое откровение, очень уж смахивает на прием у психотерапевта», (Гауэр Ю. «Йога, индусский путь к себе»).
1-37 «Любой, кто хочет понять древний текст, должен читать его с тем духовным багажом и интеллектом, который существовал в дни его написания», (Говинда А. «Творческая медитация и многоплановое сознание»).
1-38 «Осознание ограниченности интеллекта вызывает ощущение благоговения. Попытка объяснить это словами убивает восприятие. Поэтому ученику запрещалось обсуждать свои ощущения с окружающими. Поэтому и тексты по йоге описывают только схему действий, а бестолковые переводы на потребу профанам, лишь плодят примитивные представления о простоте практики», (Говинда А. «Творческая медитация и многоплановое сознание»).
1-39 «Для сущности не нужны слова. Их мы используем, пока не постигли сущность», (Ланкаватара-сутра).
1-40 «Великая истина, высший путь, высшее состояние – это только слова, которыми мы пытаемся выразить неопределимое. Для достигшего освобождения нет ни истины, ни пути, ни состояния», (Йога Великого символа).
1-41 «Духовные процессы описываются словами, другого пути нет. Но добиться полного соответствия при этом невозможно. Проходит время, и слова накапливаются, создавая иллюзию многообразия, хотя, на деле, они говорят об одном и том же», (Штайнер Р. «Как достигнуть познания высших миров»).
1-42 «Знание теории обязательно, но недостаточно. Йогин должен практически пройти подготовку, а затем последовательно еще шесть этапов (грантх). Все этапы проходят лишь единицы. Двенадцать дхьян, за последние несколько веков, не прошел никто, поэтому внятно рассказать, что при этом происходит, некому. Невнятные отрывки, написанные символическим языком, ничего не объясняют. Поэтому сегодня йога более теоретические рассуждения, чем практика», (Эванс Венц, «Тибетская йога»).
1-43 «Присутствие опытного учителя желательно, но не обязательно. Добросовестный ученик и сам добьется успеха», (Тера Н. «Сатипаттхана»).
1-44 «Руководство опытного гуру заключается в кратких указаниях, смысл которых ученик должен понять сам. Кроме того, незаметно для ученика, гуру создает ситуации, подталкивающие ученика к правильному решению. Ученик никогда не копирует учителя, он старается осмыслить увиденное и услышанное. Ученичество продолжается до тех пор, пока цель не становится внутренней духовной потребностью ученика. Тогда учитель ему больше не нужен», (Мукерджи А. «Мир Тантры»)
1-45 «После просветления Будда решил уйти от мира, ибо осознал, что его никто не в состоянии понять. Но к нему спонтанно пришло решение проблемы: он не стал поучать, он создавал ситуации, в которых человек сам приходил к нужному выводу. Перед спрашивающим вставала истина прежде, чем он успевал открыть рот», (Трунгпа Ч. «Медитация в действии»).
1-46 «Ни один мастер не в состоянии объяснить все детали учения, ибо он опирается только на личный опыт. Для полного освещения необходимы усилия многих настоящих мастеров», (Ян Цзюньмин, «Цигун, изменение мышц и сухожилий»).
1-47 «К сожалению, еще никому не удалось услышать о человеке, который бы прошел все ступени практики цигун и остался бы в мирском обществе», (Ян Цзюньмин, «Цигун, изменение мышц и сухожилий»).
1-48 «Считается необходимым найти учителя. Но где его взять? Когда ученик готов, учитель приходит сам, ибо ни один учитель не будет скрывать истину, если видит, что ученик способен понять ее. Но неследует придавать ученичеству слишком большого значения. Главное не в учителе, а в отношении ученика к своему внутреннему миру как к реальному процессу», (Штайнер Р. «Как достигнуть познания высших миров»).
1-49 «Религия в любом уголке Земли уничтожает первичную чистоту практики, заменяя ее эзотеризмом», (Блофельд Д. «Мантрас»).
1-50 «Мистицизм не имеет отношения к йоге, а хвастливые заявления об «овладении змеиной силой» не более, чем жульничество. Те, кто действительно пробудил Кундалини, молчат об этом», (Авалон А. «Шакти и Шакта»).
1-51 «Йога, как метафизика, основана на мистике, которую йогин воспринимает как реальность, не утруждая себя доказательствами этой реальности», (Беханан К. «Йога – научный обзор»).
1-52 «Источником силы йоги была способность воспринимать пурушу или бога. Это цель любой религии. Такое внутреннее восприятие сопровождалось дрожью тела и мышечными импульсами, отчего это внутреннее божество получило название «Ишвара» (Сотрясатель). Результатом этого восприятия явилась вера в некую изначальную сущность, присутствующую во всем», (Гауэр Ю. «Йога – индусский путь к себе»).
1-53 «Всегда существовали люди, слышавшие «глас божий», но такое восприятие уводит в эмоции и, в частности, в религиозность, что является видом духовного ослепления. Выйти на истинную духовность через бога могут лишь единицы. Для остальных это непреодолимы барьер. Религиозность ведет к экзальтации, из-за чего развитие духовных способностей становится невозможным», (Гостер Д. «Йога и западная психология»).
1-54 «Согласно индийским воззрениям, окружающий нас мир одновременно изменчив и неизменен. Неизменным является его Основной Принцип или Атман, а изменяются лишь отражения Атмана в материальном мире. Восприятие такого отражения как отдельной сущности является «неведением» или авидьей. Это положение лежит в основе всех философских систем в Индии», (Авалон А. «Шакти и Шакта»).
1-55 «Йога есть удержание материи мысли от отвлечений. Когда это достигнуто, ум пребывает в самом себе. В остальное время он пребывает в своих изменениях. Эти изменения останавливаются упражнением и воздержанием. Тогда наступает состояние непричастности к страданию, непривязанности к результатам своих действий или к скрытым впечатлениям», (Йога-сутра Патанджали с комментариями Вьясы»).
1-56 «Истинный йогин не зависит от обстановки, он зависит только от себя самого», (Госвами Ш. «Лайя-йога, улучшенный метод развития»).
1-57 «Первым шагом на пути йоги является осознание временности всего», (Гюнтер Г. «Жизнь и учение Наропы»).
1-58 «Теория создается для приблизительной ориентировки исследователя в незнакомой ему обстановке. Труд Патанджали указывает, чего надо достичь, а не во что надо верить. В отличии от христианства, использующего медитацию в целях усиления веры, Патанджали рекомендует ее как средство, укрепляющее сознание и позволяющее выйти на новый уровень восприятия», (Гостер Д. «Йога и западная психология»).
1-59 «Главное в практике йоги – найти метод, наиболее подходящий практикующему, а медитировать можно на чем угодно, ограничений не существует», (Сатьянанда С. «Медитация из тантр»).
1-60 «Мы владеем истиной от рождения, но она заслонена нашими иллюзиями, привычками мышления и страстями. Это называется «самсара», (Чан Чен-ци «Практика дзен»).
1-61 «Одно из важнейших открытий Индии – это сознание-свидетель, свободное от психофизиологических структур, это сознание полной и независимой свободы», (Элиад М. «Йога – бессмертие и свобода»).
1-62 «Йога работает не только с конкретными восприятиями, но со скрытыми структурами, которые определяют наши «добровольные решения». Йога останавливает психо-ментальный поток и постепенно расширяет эту остановку. Фактически практика йога ставит своей целью не дать никакой возможности этим скрытым предрасположенностям действовать», (Элиад М. «Йога и Патанджали»).
1-63 «Когда нравственность проведет ученика через все сомнения, возникает эмпирическое ощущение единства жизни как общего потока и вырастает уважение и благоговение перед каждым ее проявлением. Это называется «восприятием пуруши», (Гауэр Ю. «Йога – индусский путь к себе»).
1-64 «Поток сознания остановить невозможно, но его можно направить в нужную сторону, задав ему тему, вызывающую глубокий интерес», (Говинда А. «Основы тибетского мистицизма»).
1-65 «Твоя привилегия – труд. Никогда не пользуйся плодами труда своего, не радуйся при удаче и не огорчайся при неудаче. Это йога», (Бхагават Гита)
1-66 «Все специальные приемы являются лишь предпосылками. Практика же состоит в поглощении, питании, укреплении и закрытии дыхания», (Лаокунь, VI век н.э.).
1-67 «Говоря современным языком, пробуждением Кундалини является активизация тех отделов мозга, деятельность которых в обычном состоянии сознанием не фиксируется. Практикой медитации и регулировкой дыхания мы активизируем эти зоны и воспринимаем сознанием их работу. Это дает ощущение общего единства», (Мукерджи А. «Мир Тантры»).
1-68 «Йога – не путь в подсознание или в несознание. Это самоисследование и самонаблюдение собственного сознания. Но для этого необходимо иметь символ в центре действия, чтобы не заблудиться в лабиринтах собственного разума. Когда же сознание полностью восприимчиво, но без посредников, это состояние сверхсознания», (Сатьянанда С. «Йога от моря и до моря»).
1-69 «Ум контролируется мантрой, тратакой, сосредоточением на своих чувствах, любовью к богу, сосредоточением на образе просветленной личности и осознанием своих мечтаний и сновидений», (Сатьянанда С. «Четыре части свободы»).
1-70 «Систематическое правильное наполнение ума является самым эффективным методом освобождения от иллюзий, самодовольства и ненависти. Это сердце буддистской медитации, ибо ум является исходной точкой всего», (Тера Н. «Сатипаттхана»).
1-71 «Дзен – не философия, это направленное восприятие. Это восприятие достигается с помощью учителя или в одиночной борьбе. Стиль дзен – непонятный язык и причудливые методы. Но за каждым приемом или выражением стоит смысл, который открывается только по достижению определенного уровня восприятия. Но для этого требуется много лет упорного труда. Необходимо постижение истины без слов, правил и образцов. Словами это не определяется», (Чан Чен-ци «Практика дзен»).
1-72 «Дзен является методом спонтанного просветления, хотя время и труд, затраченные на это не меньшие, чем у других направлений. С точки зрения дзена – истина, выраженная словами – уже ложь. Поэтому он идет путем интуитивного восприятия», (Хэмфри Х. Концентрация и медитация»).
1-73 «Развитие внутренней энергии – процесс медленный, идущий маленькими шажками через осознание своего психического потенциала. Каждая стадия практики является дальнейшим сужением внимания. Скорость продвижения зависит от упорства и способностей. На первой стадии практики ученику предстоит освободиться от концепции «Я». Истинная трудность этого начинающим никогда не осознается. Ему придется вступить в схватку со всеми силами, которые скрыты в его подсознании и отчаянно сопротивляются уничтожению. Если эта стадия преодолена, приходит чудесное ощущение единства и покоя. Тогда приходят чудесные способности, но йога предупреждает, что это только признаки пути, но не цель», (Мукерджи А. «Мир Тантры»).
1-74 «Согласно самкхье, ощущение является психосоматической деятельностью, это не иллюзия. Поэтому проблема восприятия главной не считается, во главу угла ставится интуитивное постижение реальности», (Элиад М. «Йога – бессмертие и свобода»).
1-75 «Согласно Тантре, никакое действие не мешает просветлению, но и не ведет к нему. Только через медитативное восприятие истины достигается реализация универсальной пустоты», (Элиад М. «Техника йоги»).
1-76 «Никакие объяснения не могут «развязать» парадокс: чтобы слиться с миром, надо отделиться от него. Это стремление «возвращения к началу», стремление сбросить груз прошлой жизни и начать все снова, но имея уже опыт «прошлой жизни», (Элиад М. «Техника йоги»).
1-77 «Индийская мысль выдвинула идею «невежества» и «страдания», связывающие человека с материальными процессами этого мира. Эту связь надо разорвать, и тогда достигается «освобождение» и «осознание истины». Но достичь этого можно только через эту же связь и страдание. Все философские системы Индии занимаются разъяснением этого. «Освобождение» достигаемое через йогу является вполне конкретным состоянием. Такой человек действует в соответствии с иными «высшими» принципами, не боясь последствий. Он никогда не позволяет обстоятельствам заслонить эту свободу, поскольку он становится инструментом Закона (дхармы)», (Элиад М. «Патанджали и йога»).
1-78 «Тантра – не теория, а «карта» внутреннего мира. Это не фантазирование, а комплекс усилий, о которых западный человек по большей части не имеет никакого представления. Тантра – это движение к цели без отвлечения на второстепенные проблемы. Однако термины в Тантре чаще всего обозначают не ту реальность, которую они обозначают на обычном повседневном уровне. Действие в Тантре ориентировано на интуицию», (Раусон Ф. «Тантра – индийский культ экстаза»).
1- 79 «Тантра не смутное теоретизирование, а точная практика, которую нельзя рассматривать как прогулку в просветление и обратно. Тантра открывается через личное усилие и всоприятие. Поэтому вопрос «что такое Тантра?» некорректен. Учение Тантры интеллектом не постигаемо и из него невозможно сделать дешевый эрзац», (Трунгпа Ч. «Путь без цели»).
1 -80 «Тантризм не требует ничего экстраординарного, он утверждает: при отсутствии интереса не добьешься ничего. Но можно придти к освобождению, удовлетворяя свои желания. Освобождение доступно любому – тому, кто пьет вино, ест мясо, совокупляется с женщинами и даже преступнику. Сам Будда, достигший просветления за одну ночь, подтвердил это, но последующие школы буддизма постарались это его высказывание забыть», (Элиад М. «Техника йоги»).
1-81 «Тантра делится на две части – пробуждение и подъем кундалини до достижения высшего озарения и последующего ее опускания и перенесения ее в янтру с растворением в центральной точке. Если не сделать такого переноса, практика будет бесполезна. Большинство текстов описывают первую часть и молчат о второй. Описывается он только в Аннутара-тантра йоге». Обе части вместе называют «махайогой» или «высшей йогой», (Потт П. «Йога и янтра»).
1-82 «Тантра использует для достижения медитации практику звука (мантра), визуализации (янтра), дыхания (пранаяма), психофизическую (ньяса и мудра), сексуальную (асана) и созерцательную (дхьяна). Эти практики состоят из очищения, возвышения, идетификации, углубления, гармоничности и уравновешенности и конечного освобождения.», (Мукерджи А. «Мир Тантры»)
1-83 «Медитация является глубинным процессом, не поддающимся словесному определению. Она постигается только мудростью. Медитативное восприятие основано на сложной системе архетипических форм, всплывающих из глубины сознания. Оно отработано на тысячах практикующих», (Говинда А. «Творческая медитация и многоплановое сознание»).
1-84 «Йога - это непрерывная активная медитация, которую дополняет медитация пассивная, то есть, в неподвижности. Неподвижная медитация состоит в фиксировании ума на объекте, переживании потока видений, всплывающих из подсознания, фиксировании внутреннего звука, восприятии потока силы, достижения трансцендентности и самореализации», (Сатьянанда С. «Медитация из тантр»).
1-85 «Йогические тексты говорят о сверхспособностях, когда можно слышать без ушей, видеть без глаз и ощущать без чувств. Все это относится к процессам внутреннего мира, а не внешнего», (Сатьянанда С. «Йога от моря и до моря»).
1-86 «Активное наполнение ума (сатипаттхана) работает с повседневными явлениями, поэтому ей нет необходимости в посвящении в некие эзотерические тайны. Это, прежде всего, путь ответственности за свои действия. С авторитетом, религией или верой этот путь несовместим. Он опирается только на знание, приобретаемое практикой. Ученик получает лишь начальную инструкцию: «Начни и продолжай!», (Тера Н. «Сатипаттхана»).
1-87 « Медитация – это свободное проникновение в основы существования. Она отметает все авторитеты и догмы. Это не задумчивость, это полная направленность на объект с отстранением от субъекта. Это экзистенциональное созерцание истины, и слияние с нею», (Чаудхури Х. «Философия медитации»).
1-88 «На последней стадии медитации происходит слияние с сущностью, которое не укладывается ни в какое описание. После такого восприятия привычное мышление претерпевает кардинальные изменения. Все предидущие желания растворяются и слышен только голос истины. Достигается единство с вечностью, и выведение этого единства в действиях в повседневности», (Чаудхури Х. «Философия медитации»).
1-89 «Сутью медитативной практики является осознание, понимание и правильное заполнение ума в сочетании с вдохновением. Это направляет ум в одну точку и вызывает спонтанный прорыв на более высокий уровень В этом процессе нет напряжения, но вдохновение не возникает по заказу. Это спонтанное влечение или интерес. Чтобы пережить интерес, требуется подготовить ум и иметь нечто, привлекающее внимание. Это нечто и должно служить объектом сосредоточения», (Говинда А. «Творческая медитация и многоплановое сознание»).
1-90 «Различные течения в йоге, буддизме и дзене идентичны. Разница только во второстепенных деталях. Высшие состояния достигаются тремя путями: полным отречением от желаний, это теравада или хинаяна, самый древний путь. Более поздняя форма буддизма – махаяна отказывается от отречения и идет путем преобразования желаний в средство продвижения; в дзене роль инструкций снижена до предела. Учитель производит действие, предоставляя ученику право самостоятельно догадаться о его смысле. Это путь спонтанного озарения», (Эванс Венц, «Тибетская йога»).
1-91 «В Индии существует шесть философских школ – самкхья, веданта, вайшешика, ньяя, миманса и йога. Кроме того, существовали еще две материалистические школы локайятиков и чарваков, но они исчезли еще в раннем средневековье. Правда, некоторые философы считают йогу не философией, а практикой, которую используют все перечисленные школы», (Дасгупта С. «Философия йоги»).
1-92 «Индоарии считали, что когда душа чиста, самость осознана и первичная сущность проявлена, действие становится спонтанным и правильным. Это линия буддхи-йоги. Эта йога считала, что мир для человека - это взаимодействие сил. Желание тянет его в одну сторону, рассудок – в другую, а страх – в третью. Чтобы вырваться из этого вихря сил, надо осознать их», (Гауэр Ю. «Йога – индусский путь к себе»).
1-93 «Когда сосредоточение достигает определенного уровня, пробуждается сила, не существующая в обычном состоянии сознания. Это сила, направляющая ум в одну точку. Это и есть Кундалини, а практика ее пробуждения называется «лайя-йога вайдика». Эта практика позволяет реализовать йогу, не «уходя от мира». Кундалини – это, фактически, сила разума. Не ищите в своем теле чакр, прану или каналы-нади, их там нет. Это символическое описание процессов. Но сами эти процессы вполне реальны», (Госвами Ш. «Лайя-йога – улучшенный метод развития»).
1-94 «Слово «йога» означает «ярмо», «надевание ярма», «обуздывание», то есть, направленное усилие. Поэтому этот термин применяется везде, где такое усилие имеет место. Через веру в Брахмана идет Брахма-йога; бормотанием мантр с погружением в их высшее значение занимается мантра-йога; религиозными школами являются крийя-йога и бхакти-йога; созерцательной практикой занимается дхьяна-йога; направленным осознанием действительности и высшей истины занимается джнана-йога; интуитивным восприятием и рассуждениями на его основе занимается самкхья-йога; отшельничеством и аскезой – санньяса-йога; деятельностью как потоком судьбы с отказом от результатов – карма-йога; ощущение высшей реальности развивает буддхи-йога; восприятие единство всего сущего – аспарша-йога; лайя-йога стремится к достижению нирваны; пракрити-йога и ниришвара-йога также относятся к религиозным направлениям; астика-йога придерживается материалистических взглядов, утверждая, реальность этого мира; хатха и раджа йоги являются самими поздними и имеют откровенный уклон в показную технику. Они появились в период серьезного упадка индийской духовности. Джайнистская йога связана со строгой аскезой», (Гауэр Ю. «Йога – индусский путь к себе»).
1-95 «Сегодня основными направлениями считаются мантра, лайя, хатха и раджа йоги. Мантра идет через превращение слов в сверхсознание, хатха достигает того же через осознание жизненных процессов и их уравновешивания, раджа развивает сосредоточение, достигнутое в практике хатха. Лайя растворяет все в высшем. Эти йоги называются высшей йогой или «махайогой». Кроме того, их еще называют «аштанга-йогой», так как каждая делится на восемь ступеней. Лайя-йога бывает ведической и тантрической. В Тантре лайя делится еще на двенадцать школ: мантры, хатхи, раджи, лайи, бхакти, крийи, лакшьи, джнаны, васаны, пары, аманаки, сахаджи. Четыре первых считаются главными», (Госвами Ш. «Лайя-йога – улучшенный метод развития»).
1-96 «Йога состоит из восьми ступеней практики. Это яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи. Прежде всего, следует перестать быть игрушкой своих желаний, страстей и эмоций. Это достигается на ступенях ямы и ниямы. Затем практикующий учится контролировать свои движения. Это ступень асаны. Освоение этой ступени позволяет выдерживать без ощущения неудобства любую позу. Пранаяма – это контроль дыхания. Ее также называют «ниродха» или «ниграха». При освоении пранаямы наступает «кевала-кумбхака» - самопроизвольная остановка дыхания. Приведение под контроль чувств является ступенью пратьяхарой. Ее еще называют «аграха». При удержании внимания на объекте без отвлечения определенное время, частная форма объекта превращается в ощущение универсальной сущности. Это дхаран и дхьяна, которые автоматически переходят друг в друга. Седьмое состояние – самадхи – описать словами невозможно. Поэтому ее называют «простота», (Госвами Ш. «Лайя-йога – улучшенный метод развития»).
1-97 «Тантра не требует аскезы, отшельничества и отказа от мирских удовольствий. Но она требует мудрости в повседневных делах», (Мукерджи А. «Мир Тантры»).
1-98 «Основой тантризма является линия «махамудры» или «красных шапок». Это практика махаяны, в которой используются сложная визуализация, дыхательная практика и интенсивное философское размышление. Реальным опытом в этой практике обладают единицы», (Гюнтер Г. «Жизнь и учение Наропы»).
1-99 «Различия в учениях теравады и махаяны незначительны. На начальных ступенях они вообще не отличаются друг от друга. Махаяна на последних стадиях отказывается от освобождения, пока на Земле остается хоть одно страдающее существо. Теравада считает это неразумным», ( Тера Н. «Сатипаттхана»).
1-100 «В тантрической йоге существует путь правой руки и путь левой руки (паривритти и нивритти). Оба идут по пути освобождения от иллюзии отдельности. Путь правой руки идет путем размышлений, путь левой руки – через осознание иллюзорности объекта при контакте с ним. Паривритти называется «путь сверху – вниз», а нивритти – «путь снизу – вверх», (Потт П. «Йога и янтра»).
1-101 «Тантрическая йога использует половой акт для достижения медитативного состояния. Но эта практика очень трудна и руководство опытного учителя обязательно», (Сатьянанда С. «Медитация из тантр»).
1-102 «Последователь секты кула совершает половой акт визуально, без реального контакта, с женским божеством», (Гаррисон В. «Тантра – сексуальная йога»).
1-103 « Тантрический половой акт требует длительной предварительной тренировки, привычки к сложной визуализации потоков праны. Садхак балансирует на грани, для чего требуется огромное самообладание», (Гаррисон В. «Тантра – сексуальная йога»).
1-104 «Ностальгия масс по простому и эффективному методу освобождения от болезней, голода и нищеты, а, в особенности, от угрозы смерти, вылилась в могучий фольклор, где святые достигали всего этого с помощью йоги. Эти легенды способствовали невероятному расцвету популярности ее в народе. Но одновременно это вело к проникновению в йогу магии и мистических предрассудков, поскольку профан был не в состоянии понять ее символический язык и буквально трактовал указания. Это приводило к таким зверским практикам как агхори, капалики или вамачарьи. Любые духовные ценности со временем вульгаризируются и их реальная ценность исчезает в толкованиях профанов. Такая деградация учения называется в индийской философии «кали-югой». Поэтому всегда необходим Будда, создающий практику, соответствующую современному моменту», (Элиад М. «Йога – бессмертие и свобода»).
2-1 «С современной научной точки зрения, йога является индивидуальной психофизиологической и психосоматической практикой сознательного восприятия внутренних процессов и возможностью сознательного влияния на них», (Эберт Д. «Физиологические аспекты йоги»).
2-2 «Йога, при всем различии религиозных и сектантских направлений, ставит перед собой одну цель: освободиться от концепций, контролируя деятельность ума и перейти на путь простого восприятия. Это восприятие называется Первичным Светом, Высшей Истиной и тому подобное. Однако, те, кто достиг этого, весьма редки», (Эванс Венц, «Тибетская книга смерти»).
2-3 «В начале индийской духовности находятся четыре фундаментальных процесса или силы: карман или дхарма – закон причины и следствия; майя или внешнее проявление этого закона, создающее у человека расценивающее невежество (авидью); нирвана или Брахман – Ничто, Абсолют, внутреннее восприятие дхармы; и йога – практика, дающая возможность достичь этого внутреннего восприятия, то есть, нирваны», (Элиад М. «Йога – бессмертие и свобода»).
2-4 «Йогин не отрекается от мира, он отрекается от корыстного желания иметь что-либо. Свою дорогу он видит в непрерывном усилии и движении к освобождению. Он молчит, когда другие кричат о своих правах, и трудится, когда другие стоят в стороне. Поэтому для него свет там, где для других – тьма», (Йенгар Б. «Учение йоги»).
2-5 «Страдание рождает знание. Высшим страданием является смерть, поэтому, пережив ее, человек получает высшее духовное знание. При правильной медитации человек переживает свою смерть, но остается жив и получает новое знание», (Боом В. «Чакрас»).
2-6 «Недостаточно уничтожить привычки и предрассудки, остановить интеллект и реализовать восприятие истины. Надо еще суметь вернуться обратно с этим новым восприятием и собрать на его основе новый интеллект и новые привычки», (Говинда А. «Творческая медитация и многоплановое сознание»).
2-7 «В йоге существуют две линии – дхьяна и кундалини. Дхьяна является достижением медитативного состояния без открытия чакр, в то время как кундалини открывает чакры. Это метод хатха-йоги. Поскольку дхьяна не пробуждает кундалини, в ней нет соответствующих переживаний и она не дает качеств, которые дает хатха-йога», (Авалон А. «Шакти и Шакта»).
2-8 «Сутью любой йогической практики является «слияние противоположностей». В буддизме это слияние мудрости и практики, пустоты и страдания; в тантризме это слияние предается через множество метафор. Надо подчеркнуть аспект, обычно остающийся в тени: йогины идут путем растворения всего в Брахмане. Фактически это означает смерть и йогин реально переживает ее, но с последующим рождением на новом уровне. Гуляющие по йогической литературе утверждения о «бессмертии» относятся как раз к этому процессу. Поэтому йогин, пережив свою смерть в восприятии, безразлично относится и к своей реальной смерти», (Элиад М. «Йога – бессмертие и свобода»).
2-9 «Правильное наполнение ума не нечто неизвестное. Это всем вам хорошо знакомое переживание внимания к чему-либо. Без такого внимания невозможно никакое действие», (Тера Н. «Сатипаттхана»).
2-10 «Для нас немыслимым является тот факт, что ум может мыслить, не цепляясь за объект, причем сразу за несколько», (Чан Чен-ци «Практика дзен»).
2-11 «В Индии не могло появится идеи Спасителя, ибо каждый должен был спасти себя сам. Может существовать Учитель, который своим примером показывает путь. Но идти по этому пути ученик должен сам. Однако, идея высшей милости существует в виде Будды Амитабхи», (Туччи Д. «Теория и практика мандалы»).
2-12 «Йога никогда не отрицала значения четкого логического мышления, но и не заблуждалась относительного его роли в практике. Только четкое логическое мышление и воображение способны перейти на спонтанный уровень глубинного восприятия. Поэтому очень опасно отказываться от строгого мышления и увлекаться словесными парадоксами. Сначала достигаются границы интеллекта, а затем делается шаг за его пределы. Первым шагом является интеллектуальное восприятие бесконечности мира, вторым – интуитивное восприятие бесконечности сознания», (Говинда А. «Творческая медитация и многоплановое сознание»).
Спасибо тебе, Вел!!!
Твой труд пришелся мне очень кстати - начала недавно писать книгу про свой опыт в йоге, решила также делать сайт на эту тему.
Только сегодня пыталась найти какие-нибудь высказывания о йоге для сайта.
Напиши, как сослаться на тебя при опубликовании этого твоего труда.
А. Кадабре: Ссылаться надо не на меня, а на тех авторов, которых я указываю. Я только делал перевод, это можете указать. Можете указать, что перевод сделан не профессионалом в переводах, но человеком, опытным в практике йоги. Зовут меня Валентин, и этого, я думаю, достаточно.
2-13 «В нашем мозгу содержатся ощущения наших внутренних органов, дающие отражения в сознании. В медитации человек переживает состояния, приходящие из глубин разума», (Эрих В. и Штиффатер И. «Китайская гимнастика и учение о дыхании»).
2-14 «Йогины создали алхимию тела, превратив его в микрокосм. Так, позвоночник они назвали «Осью мира», или «горой Меру», понятие очень древнее, существовавшее еще во времена шумеров; все элементы этого микрокосмического тела – прана, чакры, нади, являются экстраординарным восприятием физиологических процессов. Но изложение этой алхимии весьма иносказательно и содержит массу недомолвок. Графически она изображается янтрой или мандалой. Центр янтры или мандалы, или верхняя чакра (сахасрара) символизируют переход в трансцендентность», (Элиад М. «Йога – бессмертие и свобода»).
2-15 «Различные божества, их цвет, атрибуты и позы являются символами психических состояний, которые переживаются на определенных ступенях практики. Значение этих символов объясняется учителем», (Эванс Венц «Тибетская книга смерти»).
2-16 «Символы являются изображением медитативного процесса. Их нельзя рассматривать как иконы. У каждой школы своя символика. Само учение рассматривается как мандала и от того, что помещается в ее центр, зависит распределение символов и их форма», (Говинда А. «Основы тибетского мистицизма»).
2-17 «Вся практика Тантра-йоги направлена на пробуждение Кундалини. Но это огромный труд. Пробуждается она через мантру, аскезу и тапас, применением питья «аушаддхи», которое нельзя путать с алкоголем или наркотиками. В любом случае потребуется не менее 12 лет упорного труда», (Сатьянанда С. «Кундалини йога»).
2-18 «Многие представляют себе Кундалини, как некую силу, находящуюся в основании позвоночника и поднимающуюся при пробуждении вдоль позвоночника. При этом открываются некие чакры или центры. Это заблуждение. Кундалини никуда не поднимается и чакры друг с другом не связаны. Все находится в одном месте – в мозгу. «Открытие» чакры означает переход на иную систему восприятия определенного органа и его функции. Никакими физическими действиями чакры не пробудить, «переход» означает изменение уровня восприятия. Связь чакр или этого уровня восприятия с мозгом называется «нади» или «канал». Это не нервы, это пути осознания. Три потока основные: это ида или интеллект, пингала, или физиологический, и сушумна, или духовный. В мозгу человека имеются центры психической активности, которые в обычном состоянии сознанием не воспринимаются. Но специальной практикой можно заставить сознание воспринимать их работу. Это есть «открытие чакр». Практика строго научна, но вот ее изложение донельзя мифологизировано», (Сатьянанда С. «Кундалини йога»).
2-19 «Огромную роль в тантризме играет доктрина Кундалини. Это божественная сила, спящая в основании позвоночника. Для ее пробуждения требуется соединить сексуальную энергию (апану) с дыханием (праной). В результате разгорается внутренний огонь (Агни), который следует «опустить вниз». Этот огонь и пробуждает Кундалини, которая входит в сушумну или центральный канал мистического тела. Когда она поднимается в голову, достигается нирвана. Все тексты указывают на необходимость удержания сексуальной энергии, дыхания и тела. Поэтому практика хатха-йоги большое место уделяет позам тела и дыханию. Процесс удержания идет в несколько этапов: сначала тело потеет, потом дрожит, потом «прыгает как лягушка», и в конце, взлетает в воздух. Т. Бернард, прошедший эту практику, утверждает, что это реальные ощущения. Однако, следует указать, что это процессы иного уровня и переводить их на язык физиологических ощущений смысла не имеет», (Элиад М. «Йога – бессмертие и свобода»).
2-20 «Тум-мо, или огонь вдохновения, сжигающий рутину повседневности, возгорающийся из тапаса (силы созерцания), активизирует манипура-чакру, в которой он сжигает сковывающие сознание силы. Затем, соединившись с духом, он уничтожает двойственность и сливается с высшим сознанием. А затем необходимо суметь вернуться назад в обычное состояние и соединить его с духовным прозрением», (Говинда А. «Основы тибетского мистицизма»).
Вы не мoжeте начинать темы Вы не мoжeте отвечать на сообщения Вы не мoжeте редактировать свои сообщения Вы не мoжeте удалять свои сообщения Вы не мoжeте голосовать в опросах
Движется на чудо-технике по сей день
Соблюдайте тишину и покой :)