Ну вот и всё :)
Эти Форумы Лотоса завершают своё существование, как и было запланировано Новые Форумы Лотоса ждут всех и каждого. Новый подход, новые идеи, новые горизонты.
Если хотите продолжать старые темы, то открывайте их на новом форуме под тем же названием и оставляйте в первом сообщении ссылку на старую тему.
Либрия, я поздравляю тебя. Наконец-то... мир воцарился в сердце человека. Наконец-то... война - всего лишь слово, значение которого выветривается из нашего понимания. Наконец-то... мы... едины. Либрианцы! В человеческом сердце таится болезнь. Её симптом - ненависть. Её симптом - ярость. Её симптом - ненависть. Её симптом - война. Имя этой болезни - человеческие эмоции. Но Либрия, я поздравляю тебя! У нас отныне есть лекарство от этой болезни. Ценой подавления наивысших проявлений человеческих эмоций мы подавили их наихудшие проявления. И Вы, как единое общество, приняли эту панацею. Прозиум. Отныне мы - в мире с собой, и человеческий вид обрёл единство. Войны исчезли. Ненависть ушла в глубины памяти. Теперь мы - наша собственная совесть, и именно эта совесть ведет нас к тому, чтобы с помощью нормы EC-10 по эмоциональному содержанию выделить те вещи, которые могли бы заставить нас чувствовать снова, и уничтожить их. Либрианцы, вы победили! Несмотря ни на что, победив вашу собственную изменчивую натуру... ВЫ. ВЫЖИЛИ.
Вождь Либрии, "Эквилибриум".
Однообразные улицы. Небоскрёбы, пронзающие вечно сумеречное небо. Империя металла и бетона.
Серые костюмы. Серые стены. Серые лица.
Поблёскивающие отражёнными лучами тусклого солнца чёрные фигуры с оружием.
Много фигур с оружием.
Величие новой эры.
Мощь Системы чувствуется везде. Она царит надо всем бесконечным городом, она словно нанизана на острые шпили небоскрёбов и кровоточит дождями. Она смотрит с каждого дирижабля, с каждого дома. С лица каждого человека.
Абсолютно надёжный мир. Непоколебимый. Мир, которым хочется восхищаться, ибо в нём чувствуется вечность. Кажется, что если он стал таким, то он будет таким всегда, и не случится ни одной мерзости, способной представлять ему угрозу. Любая угроза будет устранена быстро и с умопомрачительной точностью.
В этом мире нет излишеств - они уничтожены вместе с отпавшей необходимостью в эмоциях. Но у этого мира свой стиль, своя эстетика - странная смесь христианского клерикализма и дзэн-буддистского минимализма. Форма клериков - одеяния священников. А в чертах архитектуры прослеживается уникальный синтез минимализма и имперского величия, доведённый до апофеоза.
Как говорил Роден, чтобы получить из глыбы статую, надо просто отсечь всё лишнее. Неизвестный скульптор, взявшийся за это общество, поступил с ним точно также. Правда, как у любого творца, у него были весьма специфические представления об излишествах. Но порождённая им статуя в итоге вышла по-своему прекрасной, простой и при этом очень прочной и устойчивой.
Да, как ни странно, этот мир нравится охочему до эстетики зрителю. И порой даже те, кто воодушевлённо ораторствуют о свободе, равенстве и братстве, сознательно или подсознательно любуются этим миром. И в голове, прячась от всюду настигающего назойливого шума рекламы, пошлых шуточек и грязных ругательств порой возникает крамольная с точки зрения морали современного общества потребления мысль:
До чего же много вокруг аморальных, низко павших в своём духовном развитии людей! Почему они слушают только голос своих инстинктов, погружаясь в пошлость и невежество? Почему отсекают ими свой разум, не давая ему проявить себя в полной мере? Почему они так ограничивают свой жизненный путь? Зачем они верят в свободу выбора, когда им подсовывают иллюзию выбора и насильно скармливают, играя на их чувствах и намеренно отсекая им голос разума? В эту чёртову эпоху человеку можно подсунуть любую дрянь, от разрекламированной безделушки до кандалов на руки и ноги, сыграв на его чувствах и внушив ему, что он сам этого хочет... Зачем вообще так жить?
Зачем они противопоставляют свои эмоции разуму? Разве это не коллективное умопомешательство? Да закинуть бы их всех в этот мир железного спокойствия, чтобы они пришли в сознание!
Несколько недовольствующих подвергнутся Процедуре. А остальные, немного подёргавшись в панике, поймут, что нельзя жить так, как они жили всю жизнь. Что давно пора избавиться от душевной грязи и начать работать головой. Те, кто выживут, превратятся из животных в людей.
Да, ход мыслей заманчивый, не правда ли?
Возможно, кто-то не поймёт таких суждений. Что ж, для объяснения их обоснованности могу предложить получше изучить технологии рекламы и маркетинга и технологии современной политической пропаганды. После длительного анализа становится очевидно, что большая часть этих методов направлена на чувства человека, его подсознательные, инстинктивные стремления, заставляя их всплыть со дна и закрыть своей толстой пеленой голос разума. В таком мире хорошенько разобравшемуся в истинной сути подобных вещей человеку воистину будет соблазнительно хоть на секунду представить, что устройство общества может быть основано только на холодном разуме и лишено малейшего намёка на эмоции.
Сколько проблем прекратили своё существование в обществе Либрии! Исчезла безработица. Преступность. Войны. Зависть. Многие психические заболевания. Стрессы. Неустойчивость экономики. Расизм. Религиозная нетерпимость. Проблемы выбора. Далее стоит продолжать?
Общество получило целостность. Ту целостность, которого оно не имеет в нашу эпоху, эпоху эгоизма и индивидуализма. В либрианском обществе каждый может ощутить себя частью целого, почувствовать дыхание и сердцебиение гигантского организма, в который сливается это общество.
Да, в какой-то мере Либрия является апофеозом централизованного и систематизированного устройства общества. И апофеозом превосходства разума над эмоциями.
Но любой апофеоз какой-то отдельной черты - это крайность. А любая крайность - это зло.
Ибо всё в мире основано на различных типах равновесия, и равновесие это по большей части очень зыбкое. И любое нарушение равновесия не может быть однозначно полезным, даже если оно делалось во благо. Ибо, как сказал Воланд, "что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?".
И тут уже уместно вспомнить тот смысл фильма, который изначально закладывался Куртом Виммером.
II.
Без любви, без ярости, без печали жизнь - всего лишь тиканье часов...
Мэри О`Брайан, "Эквилибриум"
Доказательства - очевидны. Во что превращается жизнь человека без чувств? Вообще без чувств?
Правильно. В жизнь машины.
Многие критики любят сравнивать "Эквилибриум" с "Матрицей". Причём большая их часть делает это, руководствуясь, опять-таки, только эмоциями - дескать, "Там же те же драки и те же крутые парни в чёрном - значит, это пародия на Матрицу!".
О логичности таких суждений комментариев оставлять не буду - оставлю лишь ссылку на статью, которая окажет вытрезвляющий эффект на подобных киноценителей.
Но стоит заметить, что среди подобных киноценителей есть и ещё одна категория. Её представители заявляют примерно следующее: "Если в "Матрице" люди боролись против бесчувственных машин, то в "Эквилибриуме" такими машинами стали сами люди".
И в чём-то они правы.
Что есть жизнь либрианца? Воплощение однообразности. Любое отклонение от этой однообразности считается эмоциональным преступлением, угрожающим целостности общества. Им же считается и любая попытка думать в другом направлении, отличном от общего. А так как общее направление заключается в следовании линии Консулата, который обязан думать за всех, выходит, что думать запрещено вообще.
Людям всегда была свойственно неотъемлемое стремление лишь к одному - к войне. И ныне мы стремимся исправить не симптом болезни, а непосредственно саму болезнь. Мы искоренили индивидуальность, заменив его единообразием. Заменив это... всеобщим подобием, мы даём возможность каждому мужчине, женщине и ребёнку Нашего Великого Общества жить идентичными жизнями.
Вождь Либрии, "Equilibrium"
Люди теряют индивидуальность, сливаясь с внешней средой. Каждый перестаёт быть собой. Личность перестаёт существовать. Согласно той же идеологии ДюПонтовской Либрии, остаётся лишь один самодостаточный организм - общество, единственной целью которого является поддержание собственного существования. То есть, по сути, гигантское примитивное животное или растение.
В действительности же, если отойти от буквы либрианского закона и взглянуть правде в глаза - что мы видим? Мы видим Вице-Консула ДюПонта, обитающего в роскошном кабинете. Кабинет этот оформлен в стиле дворянских особняков девятнадцатого века. Согласно либрианским законам Вице-Консул должен быть расстрелян за каждую хрустальную подвеску на своей люстре. А по-голливудски улыбающийся Брандт по логике вещей должен быть лишён своих эмоциональных проявлений. Конкретно - своей белоснежной улыбки.
Впрочем, это с ним и произошло. Но речь не о том.
Вывод очевиден - правительство ДюПонта пишет законы не для себя, а для тех, кем оно, собственно, управляет. Лишить общество возможности думать и сделать его гигантской фабрикой по поставке полезных ресурсов для элиты - разве не удобно? Какие возможности это открывает перед взобравшимся на верхушку власти Вице-Консулом!
Плюс - нацепив маску, можно вообразить себя Богом. А точнее - Богом-Отцом. И с полным правом считать себя таковым ввиду неограниченных возможностий на вверенной территории.
Соблазн омерзительный, но заманчивый. А главное - он полностью удовлетворяет все животные инстинкты, что таятся в каждом человеке. В том числе - во власть имущем человеке.
И ведь стоит задуматься - не это ли мы наблюдаем в современном нам обществе? Испокон веков многие представители власти нарушали законы, которые сами же и издавали, и никто не мог их остановить. На любое "Доктор, излечися сам" следовал аккуратный укольчик, и на доктора больше не ругались.
Сейчас в коммерческих целях довольно часто запускают в оборот бессодержательные, безыскусные и однообразные книги, фильмы и песни. И с помощью определённых технологий воздействия на массовое сознание "доказывают" массам их содержательность, глубокомысленность и неповторимую утончённость. И что же? Наше великое общество принимает это единообразие и воодушевлённо ему следует.
А если общество не читает содержательных и осмысленных книг, ибо это "не модно", оно не будет думать. Выгодно ли это элите? Ответ уже дан.
В Либрии красивые речи, отдающие логичностью, оттеняли превращение общества в растение, в фабрику. В нашем мире не менее красивые речи оттеняют всё те же самые превращения. И Курт Виммер не раз открыто заявлял, что в своём произведении он затрагивает открытые проблемы, которые возникают в нашем обществе уже сейчас.
Под вкрадчивый голос рекламы, средств массовой информации и политиков разум многих засыпает. А что порождает сон разума - надеюсь, объяснять не стоит.
Чувства начинают отмирать, заменяясь их синтетической версией - иллюзией чувств. Навязанными чувствами. Истинных чувств становится всё меньше. Чтобы заметить это, стоит лишь открыть глаза и оглянуться.
И в такие секунды порой действительно хочется, чтобы явился Престон. И привёл всех в чувство.
Заключение.
Какие же выводы можно сделать из таких, казалось бы, разных суждений?
А итог у них один.
Любая крайность суть зло. В первую очередь это относится к крайностям, к которым прибегают кинокритики, записывая столь неоднозначные фильмы, как "Эквилибриум", в какие-то чёткие категории и ставя на них жанровые штампы.
Виммеровская Либрия - это не утопия. И не антиутопия.
Она является и утопией и антиутопией одновременно. Парадоксально - но факт.
В ней отражены самые отрицательные черты, которые приобрело современное общество, которые общество приобретало в прошлые эпохт и которые рискует приобрести в будущем.
И при этом в ней есть самые лучшие черты и идеалы, которые может воплотить в себе общество в случае оптимальных вариантов развития. Вспомните острые сталагмиты небоскрёбов, на которых держится радуга. Вспомните дирижабли, плывущие сквозь дождь. Выдержанные чёрно-бело-красные тона. Эстетика, радующая глаз зрителя, утомлённого безвкусными цветовыми сочетаниями настоящего.
Единство. Надёжность. Уверенность.
В чём смысл этого фильма?
Ответ - в его названии.
Equilibrium. Равновесие.
__________________
Жизнь - трагедия для того, кто чувствует, и комедия для того, кто мыслит
Название: Эквилибриум
Оригинальное название: Equilibrium
Год выхода: 2002
Жанр: Фантастика, боевик, триллер
Режиссер: Курт Уиммер
В ролях: Кристиан Бейл, Доминик Перселл, Шон Бин, Тэй Диггз, Мария Пиа Кальцоне, Дерк Мартенс, Шон Пертви, Эмили Сьюэрт, Эмили Уотсон, Мэттью Харбор, Флориан Фитц, Дэнни Ли Кларк, Франческо Кабрас, Анатоль Таубман, Брайан Конли, Брайан У. Кук, Мехмет Куртулус, Дэвид Хеммингс, Клаус Шиндлер, Курт Уиммер, Уильям Фихтнер, Кристиан Карманн, Джон Кеог, Энгус Макфадьен, Дэвид Барраш
Действие фильма происходит в недалеком будущем, в вымышленном городе Либрия. Практически весь мир лежит в руинах после завершения третьей мировой войны. Причиной всех человеческих проблем правительством объявлены эмоции как самая разрушительная сила, способная погубить человечество... Поэтому чувства теперь запрещены. Для того, чтобы держать себя в руках, каждый человек обязан принимать прозиум - лекарство, сдерживающее чувства. Это — та цена, которую человечество платит за устранение из своей жизни войны. Если ты счастлив — тебя арестуют. Если плачешь, ты — вне закона. Правительственный агент Джон Престон борется с теми, кто нарушает правила. Его миссия — найти и уничтожить каждого, кто осмелится поддаться чувствам тем самым нарушив основной закон...
Но в один прекрасный момент он забывает принять очередную дозу лекарства, и сам начинает чувствовать. С этого момента его миссией становится уничтожение теперь ненавистной ему системы, ради которой он сражался и убивал. Она уничтожила его жену, лучшего друга и медленно подбирается к нему самому...
Выпущено: США, Blue Tulip, Dimension Films
Продолжительность: 01:47:04
Озвучивание: Дублированный
Научно-фантастические антиутопии:
Брэдбери Р. 451 градус по Фаренгейту (США, 1953). Снят фильм: 451 градус по Фаренгейту (реж. Ф. Трюффо, 1966).
Лем С. Возвращение со звезд (Польская Народная Республика, 1961).
Вы не мoжeте начинать темы Вы не мoжeте отвечать на сообщения Вы не мoжeте редактировать свои сообщения Вы не мoжeте удалять свои сообщения Вы не мoжeте голосовать в опросах
Движется на чудо-технике по сей день
Соблюдайте тишину и покой :)