Цитата из контекста -
Мастер ХОРА "Другой":
Как такой вопрос должен ставиться, и что под словом «знаю» в данном случае понимаю я:
1) как минимум, претворить и доказательно знать это, без опоры на веру;
2) претворив — доказать, что именно это и есть следующий шаг;
3) и доказать, что использованная методика является воплощением идеи, ее претворением, и не только для себя самого.
Каждый из этих трех пунктов носит характер профессионального «знаю» — т.е. как на самом деле сделать летающий самолет. Включая создание всей технической документации, соблюдение всех технологических режимов, обучение персонала, безопасную эксплуатацию, а также инфраструктуру, связанную с созданием и использованием этого самолета (т.е. самолетостроение, авиация, проектные институты и т.д., и перечисленное — это только то, что лежит на поверхности. Полный перечень захватит вообще всё).
Но что такое самолет, знают действительно все. Все зависит от того, что под словом «знают» понимать.
Чтобы процесс сотворения исчерпывающе описать, не хватило бы всей бумаги на Земле. В книге Бытия (Библия) процесс сотворения, включая человека, занимает один лист, это знают все. Один лист — и никто не в состоянии опровергнуть то, что там написано, включая всю современную науку; это можно только доказывать, применяя все формы опровержений. Т.е. вопрос решен гениально просто.
Что такое следующий эволюционный шаг на современном обильном прилавке? Где все пользуются одними и теми же терминами; слово знакомое — значит, знаем.
Как пример. Возьмите любое выражение из йоги и предложите десяти квалифицированным специалистам, чтобы они объяснили вам, что это такое. Вы получите десять абсолютно разных, противоречащих друг другу ответов. И чтобы вам не было грустно от своей некомпетентности, предложите им после этого побеседовать между собой. В разговоре каждый из них будет понимать именно то, что он понимает. Но не сомневайтесь: долго будут сидеть и договорятся, хотя каждый останется при своем мнении.
Этот вопрос не разрешается ни словарем, ни диспутом, ни голосованием. Проблемы такого рода разрешаются тремя описанными выше пунктами (претворить, доказать и т.д.).
Вывод: или термины изжили себя, или зерна падают не там.
Что такое человек, кто знает? Кто может сказать, что знает это на самом деле? Тем более, кто в состоянии сказать, каким будет эволюционно следующий?
И каков должен быть объем необходимых по современным меркам познаний? Речь все-таки не о самолете, и даже не просто о человеке — речь о том, что должно быть впереди. Т.е. о том, чего нет.
Фразу «знаю», суггестирующую на невежество, раскрою; и, судя по всему, делать это мне придется постоянно.
Программирование на неполноценность «я знаю», «мы знаем», «это знают все» — это ставить человека в положение заведомого невежды. Кто осмелится признать себя невеждой в среде, где «это знают все»? Сама суть утверждения именно такова: ты дурак или как? Надо быть очень сильным человеком, чтобы на такое не попасться.
Это методы подавления, зомбирования на невежество с внедрением страха быть неполноценным, ущербным. Кому не страшно быть таким, кто не побоится такого? Безопаснее кивнуть головой и дальше эстафету «знаю» передать. Не моя терминология, народная: «наведенная порча», добавляю — расширяющаяся в геометрической прогрессии, где все всё знают.
Это порождает почву для лукавства, снобизма, невежества; культивирует чувство превосходства от ощущения собственной сопричастности к прогрессивному сообществу, т.е. к силе («МЫ»=«я», тогда и «я» становится большим: «Я»).
Обоснованное суждение подменяется мнением, не поддержанным ничем. Что естественно для самоутверждения любого человека, пока он не станет хотя бы в чем-то профессионалом. Но даже это не всегда спасает от желания судить о том, чего не знаешь. Кому не знакомо: первый курс — общество гениев.
Стереотип: образован — значит, должен знать всё. Из чего вытекает «компетентный во всем». Сегодняшняя некомпетентность покрывается дипломами, которые можно приобрести, купить на любом углу. Естественно, чем больше дипломов, тем выше компетентность. Можно ими и обмениваться: ты меня уважаешь, я тебя уважаю — глядишь, и поверят, что мы с тобой уважаемые академики.
Таким образом создается общество, где никто ничего не знает, и все знают всё. Из такого общества лепить можно что угодно, как угодно, и делать с ним, что захочется. И делали. Для тех, кто такого не помнит, двери там гостеприимно распахнуты всегда.
Чтобы разобраться в сегодняшнем профессиональном, индустриально организованном шарлатанстве, надо понять, что правила индустрии, правила бизнеса в современном мире действительно переводятся на всё, в т.ч. и на шарлатанство.
Варианты отвода глаз: множество дипломов, множество поясов, орденов, титулов, званий и т.д. и т.п. — чем больше, тем лучше. Увидев такие подтверждения заслуг перед обществом, перед прогрессом, как не кинуться в эти объятия: отец родной!
Качество образования — добротный минимум — гарантирует имидж учебного заведения с устоявшейся репутацией. Личная профессиональная репутация также является гарантией.
В чем беда: реклама переворачивает всё вверх дном. Рекламной индустрии всё равно, что продавать, она в хорошей обертке и кирпич как золотой слиток подаст. Реклама на жизнь смотрит философски: чем больше кирпичей, тем лучше.
Методы профессиональной защиты: собеседования, творческие вечера и т.д. Где можно получить относительное представление, с профессионалом вы говорите или нет.
Образованность, компетентность, профессионализм — это высокие звания, высокая самодостаточность; это узкий круг, каста. Их никогда не было и не будет много, правила индустрии на них не распространяются, эта каста и является действительным двигателем прогресса, плодами которого пользуются все, включая и меня. Но в моей теме даже они не обладают профессиональной компетентностью.
Если мы соберем всех генных инженеров, всех ученых, всех духовно продвинутых, не забудем шаманов, колдунов, экстрасенсов, и не только за сегодняшний день — и они все вместе не будут в состоянии сказать, каким будет следующий эволюционный шаг, каким образом его сделать и как это узнать без сомнений, с абсолютный точностью. Соответственно, так, как я ставлю вопрос, он вообще никогда не ставился: вот так — и никак иначе. Претворить — и доказать.