Ну вот и всё :)
Эти Форумы Лотоса завершают своё существование, как и было запланировано Новые Форумы Лотоса ждут всех и каждого. Новый подход, новые идеи, новые горизонты.
Если хотите продолжать старые темы, то открывайте их на новом форуме под тем же названием и оставляйте в первом сообщении ссылку на старую тему.
ИСИХАЗМ (от греч. _ – покой, безмолвие) – древняя традиция духовной практики, составляющая основу православного аскетизма и заключающая в себе обширный, оригинальный комплекс представлений о человеке, его сознании и деятельности. Исихазм, с его многовековой историей – сложное явление. Крупнейший современный исследователь исихазма о. Иоанн Мейендорф (1926-1992) выделяет следующих четыре значения термина: 1) древнейший смысл: уединенное, отшельническое монашество (в отличие от общежительного), тем самым, протекающее в безмолвии, молчальничество; 2) развившаяся на Синае и Афоне и достигшая расцвета в XIV в. особая школа и техника молитвы, часто именуемая «умным деланием» (_) и имеющая своим ядром непрестанное творение в уме молитвы Иисусовой «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного»; 3) учение св. Григория Паламы (1296-1359), или паламизм, богословское выражение и обоснование исихазма в смысле 2), в центре которого – концепция нетварных Божественных энергий, действующих в мире и человеке; 4) наиболее поздний смысл: широкое явление в религиозной жизни России XIV XVI вв., охватывающее все влияния и отражения перешедшего на Русь исихазма в духовной практике, монашеской и монастырской жизни, духовной культуре и даже государственном строительстве.
В становлении исихазма как мистико-аскетической традиции уловима последовательность «снизу вверх»: Традиция формирует вначале черты аскетической практики, а затем – школы мистического опыта, хотя по сути то и другое неразрывно. Ранний этап IV-V вв. – бурное зарождение православной аскезы в Египте и Палестине, время деятельности ее создателей и учителей (свв. Антоний Великий, Макарий Великий, Иоанн Златоуст, диакон Евагрий Понтийский, свв. Нил Анкирский, Иоанн Кассиан, Ефрем Сирин и др.). На этой стадии формируются два типа или русла аскезы, монашество киновийное (от греч. _ общая жизнь), общежительное и анахоретское (от греч. _ отшельничество), пустынножительное; поздней к ним присоединяется третий, промежуточный тип – скитское, или идиоритмическое монашество, когда иноки имеют раздельное жительство, но совместное богослужение, единый духовный ритм. Исихазм создавался в рамках второго русла и часто отождествлялся с ним, но в отдельные периоды, в отдельных очагах Традиции (в частности, в России) получал распространение в других руслах. Изначальные элементы Традиции – диалектика уединения-единения, ухода от мира и связи с ним в любви; примат молитвы; необходимость научения, руководства, и отсюда – институт духовных наставников, старцев; гибкое сочетание усилий внутреннего делания и внешнего обустройства, с приматом первых. Здесь уже явно виден цельный антропологический подход, хотя пока мало отрефлектированный.
С начальной эпохой тесно смыкается следующий период (прибл. V-IX вв.), именуемый обычно «синайским исихазмом», хотя его ведущие представители – не только синайские подвижники свв. Иоанн Лествичник (VII в.), Исихий (VII-VIII вв.) и Филофей (IX-X вв.) Синайские, но также св. Диадох Фотикийский (Сев.Греция), старцы Варсануфий и Иоанн Газские, их ученик авва Дорофей и др. Это – этап кристаллизации исихазма как дисциплины, четкого метода духовной практики (поздней, в силу его строгой методичности, исихазм часто называли «Методом»). Стержнем Традиции становится школа молитвенного делания, стоящая на двоякой основе: собственно творение молитвы и «внимание», контроль сознания, обеспечивающий непрерывность молитвы. Это двоякое делание развертывается как духовный процесс, имеющий направленный, восходящий характер и членящийся на ряд ступеней, из коих главные суть: покаяние – борьба со страстями – исихия – сведение ума в сердце – бесстрастие – чистая молитва – созерцание нетварного Света – преображение и обожение. Содержание процесса состоит в трансформации энергийного строения человеческого существа: как свойственно духовным практикам, человек здесь рассматривается, прежде всего, как «энергийная конфигурация», и эта конфигурация, проходя серию определенных энергийных форм, преобразуется к особому «сверхъестественному» типу, когда все энергии устремлены к Богу. Состояние всецелой устремленности к Богу, трактуемое православным богословием как совершенная соединенность человеческих энергий с Божественной энергией, благодатью, и есть обожение – претворение человеческой природы, достигаемое в полноте мистического Богообщения.
Следующий и важнейший этап развития исихазма – Исихастское возрождение в Византии XIV в. (перед этим, особый вклад в Традицию вносит мистика св. Симеона Нового богослова (949-1022), представляющая яркий, богатый опыт высших ступеней духовного процесса). Этап крайне насыщен и внешне, и внутренне; исихазм становится здесь на время центральным фактором не только в церковной, но и в светской истории Византии. Активное возрождение исихазма подготавливается в XIII в. деятельностью свв. Григория Кипрского, Феолипта Филадельфийского, Никифора Уединенника и развертывается, прежде всего, на Афоне. Высокоразвитость, отработанность исихастского метода к этой эпохе выдвигают на первый план высшие духовные состояния, включающие световые созерцания; и в 30-е годы монах Варлаам Калабриец выступает с богословской критикой этих созерцаний и исихазма в целом. Так начинаются «исихастские споры», в которых Церковь раскалывается на сторонников и противников исихазма, церковный конфликт переплетается с политической борьбой и гражданской войной, и наконец происходит «торжество Православия», соборное признание исихастского опыта и догматическое закрепление его основоположений. Главные итоги этапа трояки: 1) исихазм получил богословское обоснование в учении Паламы, которое развило и дополнило классическую патристику «богословием энергий»; 2) исихазм эксплицировал, и в практике, и в теории (также в учении Паламы) свои установки о соучастии тела в духовном процессе, окончательно оформившись как холистическое практическое учение об обожении цельного человеческого существа, человеческой природы как таковой; 3) исихазм начал продумывать и воплощать заложенные в нем универсалистские потенции: исихастская практика выходила за пределы монашеской среды, и в исихазме обнаруживалась природа не частной монашеской методики, но общеантропологической стратегии. Из всего этого, возникали предпосылки к созданию на базе исихазма цельной культурной парадигмы, альтернативной Западному Ренессансу; но крах Империи не дал им развиться.
Ветви исихастской традиции имеются во всех странах Православия – Болгарии, Сербии, Румынии, Грузии; но главный очаг Традиции в послевизантийский период – в России. История русского исихазма проходит те же начальные этапы: активное монашеское движение возникает вслед за христианизацией Руси и прямо ориентируется на раннее египетско-палестинское пустынножительство; влияние же более углубленного «синайского исихазма», хотя он и ближе по времени, – незначительно. Но следующий крупный этап, в эпоху Московской Руси XIV-XV вв., уже впитал воздействие и «синайского исихазма», и Исихастского возрождения. Это – русская параллель последнего: Традиция не только достигает зрелых форм, но оказывает влияние на многие сферы культуры, церковной и социальной жизни. К ней примыкают Сергий Радонежский, Феофан Грек, Андрей Рублев; полное и чистое ее выражение дает св. Нил Сорский (1433-1508) и предводимое им заволжское ("нестяжательское") монашеское движение. Однако русское (и православное) религиозное сознание в его истории и структуре определяется не одним исихастским руслом, следующим установке обожения, но сочетанием двух русл, из коих второе порождается установкой освящения, сакрализации, унаследованной от языческой религиозности (так, в элементе освящения обычно строятся в Православии отношения Церкви и мирской власти). Отношения двух установок напряженны, порой конфликтны, и в русской истории XVI-XVIII вв. линия освящения вытесняет линию обожения.
Обратный процесс, начавшийся снизу в русском монашестве, а также за пределами России деятельностью св. Паисия Величковского (1722-1794) и его учеников, вырастает постепенно в русское исихастское возрождение XIX-XX вв. Его основные вехи – создание и распространение русского «Добротолюбия» (фундаментальный свод исихастских текстов, не раз пересматривавшийся, дополнявшийся и ставший базовым руководством для устроения православного сознания и жизни); создание влиятельных очагов исихазма (Оптина Пустынь, Валаам, Саров и др.); подвиг учителей русского исихазма – свв. Тихона Задонского, Серафима Саровского, Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, в нашем веке – св. Силуана Афонского и его ученика игумена Софрония (Сахарова); становление новых форм исихазма – странничества и, в особенности, старчества. Новые формы показывали, что особая черта русского исихазма – широкое развитие намеченной у Паламы тенденции к утверждению исихазма в качестве универсальной, общеантропологической стратегии: в отличие от древнего института старцев – наставников иноков, в русском старчестве, а также в движении «Монастырь в миру», идущем от славянофилов и получившем развитие в нашем веке, в том числе, при большевистских гонениях, – совершается выход исихазма в мир.
Богословско-философское продумывание исихазма, начатое Максимом Исповедником и, в особенности, Паламой, не было воспринято и продолжено в России вплоть до нашего века (что повлияло на судьбу как русского исихазма, так и русской культуры в целом). Однако в последние десятилетия это продумывание развернулось весьма активно, причем тут ясно выступает утверждаемая исихазмом опытная основа и типология богословской мысли: происходящее осмысление исихазма – не отвлеченный анализ, но выражение опыта Традиции, данное, в большой мере, прямыми носителями его, афонскими подвижниками епископом Василием (Кривошеиным) и игуменом Софронием (Сахаровым). Наряду с ними, новый этап, на Западе неудачно называемый «неопаламизмом» или «неоправославием», создавали богословы русской диаспоры – В.Н. Лосский (давший первое цельное изложение православного богословия в свете стержневой роли исихазма), о. Георгий Флоровский (в концепции «неопатристического синтеза» описавший специфическую типологию православной мысли в ее развитии), о. Иоанн Мейендорф (ученик Флоровского, доставивший новой трактовке исихазма прочную историческую базу). К их деятельности тесно примыкают труды целого ряда крупных православных богословов Балкан и Запада – о. Думитру Станилоаэ (Румыния), св. Юстина Поповича, митрополит Амфилохия Радовича (Сербия), епископ Каллиста Уэра (Англия), митрополит Иоанна Зезюласа, Хр. Яннараса (Греция) и др. Оформившееся здесь направление богословской мысли, называемое «православным энергетизмом», предолжает развиваться, выходя в философию, обнаруживая параллели с антиплатоническими и антиэссенциалистскими направлениями современной мысли на Западе и подтверждая тезис о том, что «исихазм содержит конструктивный ответ на вызов, брошенный христианству новым временем» (Мейендорф).
ЛИТЕРАТУРА
Добротолюбие. Тт.1-5. Св.-Троицкая Сергиева Лавра.1992. С.М.Зарин. Аскетизм по православно-христианскому учению.М.1996. Умное делание о молитве Иисусовой. Сборник поучений св.Отцев и опытных ее делателей. Составил игумен Валаамского монастыря Харитон. М.1992. Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. М.1991. В.Н.Лосский. Мистическое богословие Восточной Церкви // Богословские труды. Т.8.М.1972. Иеромонах Софроний. Старец Силуан. М.1991. Архим.Софроний. Видеть Бога как Он есть. Эссекс.1985. Синергия. Проблемы аскетики и мистики Православия. Научный сб-к под общей ред.С.С.Хоружего.М.1995. С.С.Хоружий. К феноменологии аскезы.М.1998. J.Meyendorff. Byzantine Hesychasm: historical, theological and social problems. London. 1974.
* * *
Ключевые источники:
Сочинения отечесвенной (близкой по времени к современности) традиции:
Ключевые:
Примечание: Для поиска конкретных текстовых ресурсов используйте каталоги электронных текстов библиотек.
4. Иоанн Кронштадтский: http://www.wco.ru/biblio/topic.htm#09
Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе // Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Мысли христианина о покаянии и причащении. // Новыя грозныя слова отца Иоанна (Кронштадтского). // Живой колос. // В мире молитвы. // Золотые слова. // Живое слово мудрости духовной.
http://www.wco.ru/biblio/topic.htm#23
5. Антология святоотеческой аскетики Добротолюбие (есть два перевода (с древнегреческого): Паисия Величковского (родоначальник оптинской традиции) и Феофана Затворника).
Информация о более чем 1000 святых отцах и церковных писателях
Научная библиография приблизительно 300 святых отцов и церковных писателей
Переводы святоотеческих творений
Патрологические исследования
И многое другое...
Святоотеческое наследие: перечень авторов или наименований:
(выделенные полужирным авторы – вделены по принципу большей причесности их текстового насления к контексту подвижнической тематики и антропологии; выделение это конечно условно, посто "ставит ударения")
Цитата:
Каноны или книга правил // Неизвестный автор, сборники // Аврелий Августин // Амвросий Медиоланский // Амфилохий Иконийский, свт. // Андрей Кесарийский, св. // Андрей Критский, св. // Антоний Великий, преп. // Аполлоний // Аристид Философ // Афанасий Великий, св. // Афинагор Афинянин // Василий Великий, свт. // Викентий Лиринский, преп. // Геннадий Константинопольский, свт. // Григорий II, папа римский // Григорий Богослов, свт. // Григорий Двоеслов, свт. // Григорий Неокесарийский, св. // Григорий Нисский, свт. // Григорий Палама, св. // Григорий Синаит, преп. // Диадох, епископ Фотики, блаженный // Дионисий Александрийский, св. // Дионисий Ареопагит, св. // Евагрий Понтийский, авва // Евсевий Памфил // Епифаний Кипрский, свт. // Ермий Философ // Ефрем Сирин, св. // Зосима, авва // Игнатий Богоносец, св. // Иероним Стридонский, блж. // Иоанн Дамаскин, преп // Иоанн Златоустый, св. // Иоанн Кантакузин // Иоанн Карпафский, преп. // Иоанн Лествичник, преп. // Иоанн Постник, преп. // Ипполит Римский, свщм. // Ириней Лионский // Исаак Сирин, преп. // Исаия отшельник, авва // Исидор Пелусиот, преп. // Исихий, пресвитер Иерусалимский, блж. // Каллист Ангеликуд // Киприан Карфагенский, св. // Кирилл Александрийский, свт. // Кирилл, Архиепископ Иерусалимский, свт. // Климент Александрийский // Климент Римский, св. // Корнелий, Папа римский, св. // Лев Великий, св. // Макарий Египетский, преп. // Максим Исповедник, преп. // Марк Подвижник, преп. // Марк Эфесский, св. // Матфей Властарь // Мелитон Сардийский, свт. // Мефодий Константинопольский, свт. // Мефодий Патарский, свщм. // Михаил Кируларий, патр. Константинопольский // Михаил Пселл // Никита Стифат, преп. // Никифор Константипольский, патр. // Николай Кавасила, св. // Николай Мефонский, еп. // Нил Синайский, преп. // Ориген // Петр Александрийский, св. // Петр Дамаскин, преп. // Поликарп Смирнский, св. // Руфин // Симеон Новый Богослов, преп. // Стефан из Фиваиды // Тарасий Константинопольский, св. // Татиан Ассириец // Тертуллиан // Тимофей Александрийский // Фалассий // Феликс II, папа Римский // Феодор Студит, преп. // Феодорит Киррский, блж. // Феофан Никейский, архиеп. // Словари тематические: // Феофил, епископ Антиохийский, свт. // Феофилакт Болгарский, блж. // Флавий Иустин (Иустин Мученик), св. // Фотий Константинопольский, патр. // Целестин, Папа римский // Феофил, архиепископ Александрийский //
***
Разное:
Позов Авраам Самуилович. (1890 – 1984). Основы христианской философии том 1 | том 2 | том 3
Сокровище ума и сердца. (Молитвенно-аскетический опыт древней церкви) http://www.bvw.ru/pozov/
ПАТЕРИКИ (ОТЕЧНИКИ) (ОТ ГРЕЧ. — ОТЕЦ), ОБЩЕЕ НАЗВАНИЕ СРЕДНЕВЕКОВЫХ СБОРНИКОВ НАЗИДАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ
ПАТЕРИКИ (отечники) (от греч. — отец), общее название средневековых сборников назидательных рассказов — особая разновидность агиографической литературы, в которой давалось не все жизнеописание какого-либо монаха, а лишь наиболее важные, с точки зрения составителя патерика, его подвиги или события его жизни. В славянских странах эти сборники назывались также «Отечниками» и «Старчеством».
На Руси уже в XI в. был известен «Египетский» патерик, созданный на основе «Лавсаика», составленного Палладием Еленопольским в 420, пользовался популярностью «Иерусалимский» или «Синайский» патерик («Лимонис, или Луг духовный», составленный Иоанном Мосхом в н. VII в.) и «Римский».
Характерными образцами патериковой новеллы могут служить рассказы о старце Герасиме и льве, о Таисе.
О популярности патериков на Руси свидетельствует создание Киево-Печерского патерика (XIII в.) (см. Арсений, Симон, Поликарп), Волоколамского патерика (XVI в.). Влияние патериков обнаруживается уже в памятниках литературы Киевской Руси, таких, как «Изборник 1076 г.», «Житие Феодосия Печерского» и др. Они сыграли важную роль в формировании славяно-русского Пролога.
Изд.: Художественная проза Киевской Руси XI—XIII веков. М., 1957; Синайский патерик. М., 1967; Памятники литературы Древней Руси. XII в. М., 1980.
Лит.: Петров Н. О происхождении и составе Славяно-русского печатного Пролога. Киев, 1875.
П. П.
Поздравляю с созданием очень актуального и полезного каталога сетевых ресурсов ИСИХАЗМ. На мой взгляд в этом перечне могла бы найти своё место и моя книга "Тренинг мозга", во многом основанная на исихастских традицях:
http://book.ariom.ru/txt716.html
Может быть, руководителям этого сайта имеет смысл подумать, как вынести постоянную ссылку на этот полезный каталог ИСИХАЗМ на Главную страницу сайта?
Преподобный Симеон Новый Богослов Том 1. Слова 1 – 59
Преподобный Симеон Новый Богослов Том 2. Слова 60 – 92
Преподобный Симеон Новый Богослов Cто глав богословских и практических
Преподобный Симеон Новый Богослов Другие сто глав богословских и практических
Преподобный Симеон Новый Богослов Слова преподобного Симеона Нового Богослова (в формате MS Word)
Преподобный Симеон Новый Богослов О вере, и о трех образах внимания и молитвы.
Блаженнейший Симеон Архиепископ Солунский О священной молитве
Примечание: Два тома слов разбиты как по главам, так и целиком - одним файлом есть,
вверху страницы линков на главы есть предложение "Загрузить всю книгу".
Никита Стифат - ученик и биограф Симеона:
Никита Стифат Вторая сотница естественных психологических глав об очищении ума
Никита Стифат Третья, умозрительных глав сотница, - о любви и совершенстве жизни
Никифор Уединенник Слово о трезвении и хранении сердца многополезное
Великие русские старцы XX века
Краткие жития и практические наставления
об исправлении жизни, поведении в семье, борьбе со страстями
http://www.pagez.ru/olb/rst/
Жизнь и творения блаженного Августина, епископа Иппонийского.
Хронологический указатель к творениям блаженного Августина.
Систематический указатель к творениям блаженного Августина.
____________________________________
Исповедь.
Confessiones (латинский оригинал Исповеди).
Против академиков.
О блаженной жизни.
О порядке.
Монологи.
О бессмертии души.
О количестве души.
Об учителе.
О книге Бытия, буквально, в 12-ти книгах.
О согласии Евангелистов.
Энхиридион.
О Троице (книга первая).
О Вере и Символе.
***
Работы святителя святителя Феофана Затворника Вышенского, помещенные в интернете.
Линковочная страничка:
http://feoz.narod.ru/http.html
Святитель Феофан Затворник Ответы на вопросы духовной жизни. Выдержки из писем святителя
Феофан Затворник, свт.
Как совершать молитвенное правило
Монастырь в миру
Письма к семье Бурачкова
Против лжеучителей
Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики: Отдел I, Отдел II, Отдел III
Созерцание и Размышление
Амвросий (Ермаков), иг. Учение об Иисусовой молитве по трудам святителя Феофана Затворника
См.:
http://www.wco.ru/biblio/ - авторы на "Ф".
Святые отцы и церковные писатели (персоналии) (I—XVIII вв.): иностранная и русская библиография; перечень русских переводов, включая интернет-адреса (основная работа по помещению файлов началась с 12 декабря 2003 г. в связи с публикацией книг «Писания мужей апостольских» и «Библиография исихазма»)
http://www.danuvius.orthodoxy.ru/
Преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников.
М.: Благовест, 2001.
Содержание:
Краткое сказание о жизни Преподобных Варсануфия и Иоанна, составленное Никодимом, монахом Св. Афонской горы
Предуведомление одного древнего святого мужа, предавшего писанию сии вопросы и ответы, к желающим читать предлежащую книгу
Преподобных отцов Варсануфия и Иоанна ответы на вопросы учеников:
Из жизни Святого Нифонта Цареградского:
Алфавитный указатель наставлений, истолкований Св. Писания и сказаний, содержащихся в книге ответов Преподобных Отцов наших Варсануфия и Иоанна
Оглавление первого выпуска собрания писем святителя Феофана с указанием их содержания
Письма с № 1-го по 76-й первоначально были напечатаны в Тамбовских Епархиальных Ведомостях за 1894-й год (см. №№ этого журнала 34-42, 44, 45, 47-49); письма с № 77 по 89 - в тех же Ведомостях за 1895-й год (№№ 1-3); письма с № 90 по 92 - в № 43 тех же Ведомостей 1894 года; письма с № 93 по 203-й - в Душеполезном Чтении 1894 года с мая по декабрь и 1895 г. кн. февраль и март, откуда и взяты в настоящее собрание.
http://pagez.ru/olb/feofan1/v1.php
Автор предлагаемых "Бесед" - монах-пустынник, начавший свой монашеский путь в одной из пустынь Кавказа более 30 лет назад. Первым его духовным руководителем был глинский старец схиархимандрит Серафим (Романцов, †1976, г. Сухуми), окормлявший после закрытия монастыря пустынную братию и потому считавшийся "старцем пустыни". После смерти о.Серафима автор пользовался духовным попечением воспитанника и преемника глинских старцев - схиархимандрита Виталия (Сидоренко, †1992, г.Тбилиси).
Данные вопросы-ответы представляют собой фрагменты бесед с монашествующими и мирянами о насущных вопросах духовной жизни. Заданы они были автору в разное время, но на протяжении ряда лет, по понятным причинам, носили сугубо личный характер.
Под общей и научной редакцией С.С.Хоружего. М.: Издательский совет Русской Православной Церкви. 2004. С.911.
СОПРОВОДИТЕЛЬНЫЕ СТАТЬИ К РАЗДЕЛАМ КНИГИ
Хоружий С.С. Предисловие. С. 15-37.
Хоружий С.С. Исихазм: эволюция рецепции. С. 40-50.
Хоружий С.С. Исихазм: сокровенное ядро. С. 84-86.
Муравьев А.В. Сирийский исихазм как духовный феномен. С.268-275.
Хоружий С.С. Русский исихазм: черты облика и проблемы изучения. С. 550-559.
Хоружий С.С. Русский исихазм: спор об Имени и его уроки. С. 648-651.
Димитров Эмил. Исихазм в Болгарии: встреча славянского слова с греческим богомыслием. С. 682-691.
Ранкович Зоран. Исихазм у сербов. С. 708-711.
Проф., свящ. Иоанн Молдовяну. Краткая общая история румынского исихазма. С. 726-731.
Дуларидзе Л.Г. Особенности исихастской традиции в Грузии. С. 758-768.
Деяния Вселенских Соборов Собор Никейский, Вселенский Первый.
Собор Константинопольский 1-й, Вселенский Второй.
Собор Ефесский, Вселенский Третий
Том 1
27 МБайт
Деяния Вселенских Соборов Cобор Ефесский, Вселенский Третий (продолжение)
Том 2
15 МБайт
Деяния Вселенских Соборов Собор Халкидонский, Вселенский Четвертый
Том 3
20 МБайт
Деяния Вселенских Соборов Собор Халкидонский, Вселенский Четвертый (окончание)
Том 4
20 МБайт
Деяния Вселенских Соборов Собор Константинопольский 2-й, Вселенский Пятый
Том 5
22 МБайт
Деяния Вселенских Соборов Собор Константинопольский 3-й, Вселенский Шестой
Том 6
23 МБайт
Деяния Вселенских Соборов Собор Никейский 2-й, Вселенский Седьмой
Том 7
24 МБайт
В. В. Болотов Лекции по истории древней Церкви. Том 1
13 МБайт
18 МБайт
В. В. Болотов Лекции по истории древней Церкви. Том 2
25 МБайт
32 МБайт
В. В. Болотов Лекции по истории древней Церкви. Том 3
18 МБайт
23 МБайт
В. В. Болотов Лекции по истории древней Церкви. Том 4
32 МБайт
41 МБайт
Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем
Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем. Выпуски I, II, III и IV. Том I. - М.: Правило веры, 2000
Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем. Выпуски V, VI, VII и VIII. Том II. - М.: Правило веры, 2000
Любимый Преподобный Силуан Афонский (сайт): http://silouan.narod.ru/
Душа кроткая и смиренная лучше этих цветов, и запах и аромат лучше и красивее. Господь украсил цветы, но Он любит больше человека и дал человеку Духа Святого, а Он слаще всего мира и приятен для души. Если бы мы Его знали, то больше любили бы, чем цветы.
Цветы сотворил Бог для человека, чтобы душа в твари прославляла Творца и любила Его. Не должно забывать Бога ни на одну секунду в сутки: Он любит нас, возлюбим и мы Его всем сердцем и будем просить Его милости, и исполнять Его святые заповеди: в них мы познаем Бога. Он наше сердце, и желание, и веселие, и упование.
Теперь взыдем умом на небо, так как наш Господь там живет и милостиво смотрит на землю, и рад зело, если мы каемся во грехах и желаем жить свято, и с Ним все небеса рады, что мы каемся. Но скорбит Господь и небеса, если кто грешит и не кается. Ты, благодать Святого Духа, дала мне это знание, слава Господу и Его милосердию.
Люблю я цветы, но любишь ли ты Господа и любишь ли врагов, которые оскорбляют тебя? Если любишь, то хороший ты человек. Господи Боже мой, помози мне Тебя любить так, как святые Тебя любили. Они жили на земле и работали руками, но душа их была занята Богом, и они были сильны в Боге. За скорби благодарили Бога и души свои смиряли. За труды и смирение почтил их Господь.
Горе мне, живущему на земле, топчу святую землю и оскверняю воздух, но Господь любит меня и дает каждый день, и час, и секунду жизнь и ждет от меня милостиво покаяния, чтобы я смирялся и вечно был с Ним. Милостив наш Господь, Он нас любит, за нас страдал, лежал в яслях, все небо удивлялось — Сын Божий лежит в яслях. Пришел спасти нас и ввести в рай, идеже Сам будет, и нас зовет: «Идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет» (Ин. 12, 26). На Фаворе Господь показал Славу Свою ученикам, и они попадали от благоговения во время Преображения — вот Господь куда ведет человека. Ах, вот как нам надо жить и стараться угождать Богу!
Господь Бог познается благодатью Святого Духа и от созерцания Его творения, кому как Бог дает; созерцая творения Господа, душа удивится премудрости Божией, как Творец создал небо и землю, и все. От Святого Духа душа знает Бога, насколько благодать Святого Духа открывает и научает. Иисус Христос Себя показывал в Духе Святом, как Ему угодно, душа видит Его благость, и милость, и кротость, и любовь, и смирение, и все Бог покажет душе Духом Святым, и душа, возлюбив Господа, полностью занята бывает Им.
Вот нам, христианам, легко жить на свете: у нас на душе хорошо и приятно. Мы души свои привыкли смирять, и за это нам милостиво Господь дает Свою благодать. Она нас учит любить Бога всей душой и ближнего, как себя, — вот наша жизнь в Боге, а враги завидуют нам и хотят, чтобы мы забыли Бога, но мы, поддерживаемы благодатию Божиею, любим Бога и в Нем обретаем покой. Одному человеку Господь дал разуметь Своею благодатью, что есть люди, похожие на Господа нашего Иисуса Христа, это те, которые исполняют заповеди Божий; но есть люди, похожие на врага, это те, которые служат ему, и не дивно: от дуба бывает дуб, а от березы бывает береза, так и мы, христиане, имеем Духа Святого, Он нас просвещает, и вразумляет, и помогает во всем добром. Господь, как чадолюбивая мать дитя умывает от всяких нечистот, так и нас прощает и милостиво освящает, лишь бы мы каялись от души. Господь милостиво к Себе ждет и зовет: «Приидите ко Мне, вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11, 28). Как в Боге сладко и приятно для души, только сумей себя вести прилично и смиренно, ко всем заповедям направляя. Посмотрим на эти цветы. Все они для нас сотворены: как Он нас любит без конца, лишь бы мы Его любили и исполняли Его святые заповеди.
У меня ум забит сором, разве иногда просветит его Господь за молитвы святых отцов, живущих здесь, в монастыре. Они во плоти ангелы, руками работают и ногами ходят по земле, но душой, как ангелы, любят Господа в смирении духа.
Вы не мoжeте начинать темы Вы не мoжeте отвечать на сообщения Вы не мoжeте редактировать свои сообщения Вы не мoжeте удалять свои сообщения Вы не мoжeте голосовать в опросах
Движется на чудо-технике по сей день
Соблюдайте тишину и покой :)