Ну вот и всё :)
Эти Форумы Лотоса завершают своё существование, как и было запланировано Новые Форумы Лотоса ждут всех и каждого. Новый подход, новые идеи, новые горизонты.
Если хотите продолжать старые темы, то открывайте их на новом форуме под тем же названием и оставляйте в первом сообщении ссылку на старую тему.
Реальные и нереальные страхи студента К. (рассказ)
Реальные и нереальные страхи студента К. (рассказ)
РЕАЛЬНЫЕ И НЕРЕАЛЬНЫЕ СТРАХИ СТУДЕНТА К.
***
С утра, почему-то решив, что сегодня лето возьмет своё, я вместо надоевшей куртки надел пиджак. Опрометчивость своего поступка я осознал сразу же, во дворе, но возвращаться не хотелось.
Да, к сожалению, было не так уж и тепло. В первую же минуту у меня совершенно по-осеннему замерзли руки и уши. Кроме того, в правом кармане пиджака оказалась порвана подкладка, поэтому, естественно, и ключи от квартиры, и сигареты сразу же канули в бездну. Как назло, тут же захотелось курить, но пролезть рукой в карманную дырку мне так и не удалось.
Приподняв полу пиджака, я потряс её, и ключи, передавая мне привет, издевательски звякнули.
Тогда, мысленно похвалив себя за то, что догадался сунуть в другой карман хотя бы мобильник и деньги, я достал телефон и на ходу набрал Танин номер. Она ответила после второго гудка, но, узнав мой голос, замолчала, будто куда-то исчезла. Я остановился, пытаясь докричаться, выяснить, в чем дело, но Таня не отзывалась, хотя я хорошо ощущал её присутствие - она была на связи и, я уверен, слышала меня… Скорее всего, мы оба являлись жертвами какого-нибудь недоразумения, но мне стало не по себе: сразу же вспомнился тот сон.
Несколько обескураженный, я двинулся дальше, и в расстроенных чувствах, как и следовало ожидать, запихал мобильник в тот, злополучный, карман. Через секунду он ухнул туда, где на ближайшее время поселились мои самые ценные вещи.
На углу, в киоске, я купил новую пачку и, стараясь не думать о плохом, добрался до университета. Как всегда перед началом занятий у центрального входа тусовалась толпа, и, докурив очередную сигарету, я подошел к компании своих однокурсников. Надо сказать, мне сразу же не понравилась их реакция: лишь трое ответили на моё приветствие, но и они посмотрели как-то странно, будто накануне я сделал что-нибудь не то или не так. Наверное, поэтому я и не решился, здороваясь, протянуть кому-либо руку, хотя никакой вины за собой не знал.
Мои приятели трепались, как всегда, ни о чем, но я не стал прислушиваться, а обратился к Славке (он в общей болтовне не участвовал, стоял чуть в стороне и, как я заметил, несколько раз искоса быстро взглянул на меня).
- Ты знаешь, почему-то я с Танькой соединиться не могу. Может, с моим аппаратом что? Одолжи свой на пару секунд.
Славка снова посмотрел – мрачновато и будто бы с упрёком, но мобильник протянул. Глухо, в сторону, сказал при этом:
- Ну, это ты не привык ещё. Ничего. Привыкнешь.
Я не стал переспрашивать, хотя меня и озадачили эти странные слова - все-таки спешил набрать Танин номер. Новые попытки тоже оказались безуспешными – неприятный сон повторялся…
В аудитории я всё так же чувствовал, что однокурсники по-особенному косятся на меня: без удивления, без агрессии, но так, словно находят моё присутствие здесь неуместным. Дождавшись перемены, я подошел к Андрею, с твердым намереньем всё выяснить, поскольку знал: уж он-то будет со мной откровенен. Мы дружили не первый год.
Я предложил ему спустится вниз, в столовую. Андрей тоже посмотрел необычно, даже не на меня, а как-то мимо, вскользь, но встал и пошёл со мной. Чувствуя неладное, я всё ещё не знал, как начать разговор; к тому же, постоянно думал о Тане, о том, что нужно будет сегодня же съездить к ней и выяснить эту загадку с телефоном.
Мы взяли по стакану чая и сели за столик у окна. К нам никто не подсаживался, а те, кто случайно встречался со мной взглядами, сразу же отводили глаза.
- Слушай, я ни черта не понимаю! – не выдержал я, наконец. – Что происходит? Может, хоть ты объяснишь?
Андрей снова бросил на меня быстрый, совершенно чужой взгляд. И сказал, так же, как и Славка, в пространство, но с некоторой долей сочувствия:
- Просто ты не привык. Всего неделя прошла…
- К чему – не привык?! – мне вдруг сделалось нехорошо, можно сказать, совсем паршиво себя почувствовал. В какой- то миг показалось, что я и сам знаю ответ… - Какая неделя?! – почти в панике заорал я, не в состоянии задавить проснувшийся страх.
- Неделя, как ты умер…
Я, конечно, офигел от такого заявления. Сначала удивился: а с Андрюхой-то, оказывается, не всё в порядке! А потом обиделся. Но, тем не менее, где-то в подсознании мелькнули далекие, забытые образы.…Снова возникло ощущение дурацкого сна.
- Кончай прикалываться, - неуверенно произнес я.
Андрей грустно усмехнулся. Он по-прежнему избегал на меня смотреть, и меня охватило бешенство.
- Может, мне морду тебе набить, придурок?!
Мой друг, не говоря ни слова, поднялся, и едва заметным кивком головы предложил следовать за ним.
Внешне спокойно, будто бы ничего не случилось, мы вышли во двор. Я подумал: вот и подходящее место для того, чтобы осуществить свою угрозу. Но Андрей сразу же направился к остановке, и это меня доконало окончательно.
- Подожди. - Я попытался удержать его. – Да постой же! Ты куда?
- Не я, а мы. ТУДА… Черт с ней, со второй парой. Идем, раз ты не веришь.
Подошел автобус, мы сели и поехали. Андрей так ничего и не объяснил, а я больше не спрашивал. На смену злости неожиданно пришла усталость.
Нас никто не беспокоил. Даже кондуктор не требовала оплатить проезд. За окном сначала проплывали городские улицы, потом – загородные пейзажи…
На конечной остановке мы сошли, и мимо теток, что торговали искусственными цветами, направились к воротам. Попав на территорию кладбища, мы какое-то время шагали по центральной дороге, вдоль многочисленных оград и памятников, затем Андрей уверенно свернул влево. Я плелся за ним, уже ничему не удивляясь, поскольку остатки моих эмоций безнадежно растворились в глубоком, будто бы вековом, равнодушии.
Наконец, Андрей остановился возле свежей могилы. Куча венков с черными лентами, искусственные и засохшие живые цветы.… И, почему-то, фотография – большая, в рамке. Рядом – табличка, белым по черному, - моя фамилия… инициалы… дата…
- Ну, - не оборачиваясь, спокойно произнес Андрей, - Ты понял теперь?
Мы стояли и смотрели на одну и ту же фотографию. Брат Андрея, фотокорреспондент, когда-то снял меня для своего журнала…
- Послушай, но я ведь совсем ничего такого не помню, - зачем-то цепляясь за последний довод, произнес я.
Андрей понимающе вздохнул:
- Еще бы.…Не мудрено. После всего-то…
Ветер трепал концы траурных лент, а стекло и рамка блестели от яркого солнца. И вообще вокруг всё было красочным, пронзительным, - и молодая трава, и прилетевшая откуда-то желтая бабочка, и синее небо…
- Пойду я, - наконец сказал Андрей. – Может, ещё на последнюю пару успею…
- Пока, - откликнулся я. А что еще можно было добавить? Ведь рано или поздно он должен был уйти, а я - остаться здесь.
Стало чуть теплее. Всё-таки, как-никак, начало лета! Для меня, тупо стоящего здесь в полном одиночестве, вряд ли теперь хоть что-то имело значение, но...
… Сон… Почему-то, я всегда думал, что это – сон…Телефон, непослушные пальцы, с трудом складывающие из цифр знакомый номер, Танин голос…
И, в ответ на мои отчаянные призывы, снова – пустота, пустота, пустота…
Последний раз редактировалось: Хатор (20 05 2009, 20:10), всего редактировалось 2 раз(а)
Хатор, я маленький читатель, поэтому не судите строго мое мнение ))
По идее, рассказ ведет к тому, чтоб о чем то задуматься, однако нет кульминационной развязки, чего студент осознал или намек на то, что нужно осознать читателю, она как бы скомкана и нет завершенности сюжета или тогда должно быть еще продолжение.
Еще кондуктор не вписывается в историю, он как бы разрывает смысловую нить, что студента ни для кого нет, но кондуктор то его не знает, а если отображать, что для мира вообще студента нет, то тогда наверно нужно побольше описать его отсутствие для всего мира и его ощущения при этом, что он все таки в нем есть. Для мира его нет, а мир для него есть.
С другой стороны, если сделать акцент на это, то исчезнет глубина личных переживаний студента и будет похоже на мистику.
вот..это то чего мне не хватало при чтении
сейчас еще раз перечитала, и совсем запуталась..если жизнь-это сон, то к чему тогда смерть.
его нет, но он думает,что он спит, просыпаясь понимает, что его действительно нет, но есть сон в котором он спит, где его нет...но в смерти то сна не бывает, она или сон или пустота (ничего)
Приятно встретить такого внимательного читателя и такого доброжелательного критика. Тем более, что последнее - вообще редкость!
О рассказе - он, скорее, психологический, нежели мистический. И называется соответственно: "Реальные и нереальные страхи...". У человека много разных страхов, и в этих страхах, случается, нет рационального зерна, они во многом (хотя и не на сто процентов ) абсурдны. Но абсурдны лишь для окружающих, а не для данного конкретного человека...
Мне кажется, это вполне жизненный сюжет, ведь есть ряд людей, одержимых подобными страхами. И бывает, что самый большой из них - не просто страх смерти, как таковой (хотя, и это тоже), а страх, что тебя не станет для мира . Вот так просто - все вокруг будут продолжать заниматься своими делами, будто ничего и не случилось...Многие, действительно, этого боятся, хотя и не всегда отдают себе в этом отчет.
В рассказе мир относится к герою двояко: с одной стороны, равнодушно, а с другой - дает ему понять, что его присутствие здесь и сейчас - неуместно. Ему нет места в мире, куда он вернулся по привычке...Кондуктор - это лишь маленькая деталь пейзажа, не более. Он вообще не заметил нашего героя, даже несмотря на то, что тот ехал со своим другом, хотя, по идее, должен был потребовать у них плату за проезд. Возможно, те, кто не знал героя при жизни, сейчас не видят его вообще...
Ну, а почему же, все-таки, героя для мира нет, а мир для него - есть? А потому что как бы иначе герой смог переживать о том, что для мира его - нет? Он бы не знал об этом, и, следовательно, не переживал бы... Наши страхи иррациональны - они вынуждают человека "домысливать" в совершенно абсурдном ключе. Потому и мы имеем такой несколько нереальный расклад, в том смысле, что, несмотря ни на что, мир для героя - есть...
Не знаю, получилось ли у меня хотя бы более-менее понятно изложить свои мысли по поводу рассказа.
Кстати, вполне можно представить, что всё это - сон. От начала до конца. Людям, случается, снятся подобные сны...
Может, я что-то и не доработала, не спорю...В любом случае - рада, что вы отозвались...
Не знаю, получилось ли у меня хотя бы более-менее понятно изложить свои мысли по поводу рассказа.
Получилось)) теперь многое встало на свои места. Рассказ мне очень понравился. По поводу страхов так и есть, вот вспомнила у меня знакомый есть, так один в один подходит под описание страха, что его для мира вдруг не будет, он 5 минут не может прожить без ощущения, что мир в нем нуждается, не просто общение с людьми, а именно так воспринимает мир, если где то, что то происходит, а он не в курсе или не принимает участие, начинает паниковать и как то себя выражать, выходит суета сует ))) интересно так, дам ему почитать.
да..интересный рассказ, если есть еще, выкладывайте с удовольствием почитаю
Voyko, редиска ты нехорошая, такое настроение сбил...
Я, можно сказать, взмедитнул над рассказом, а ты...
Хатор, спасибо. Понравилось. Хотя... мне лично показалось некоторым излишеством в начале рассказа вся эта возня с порванным карманом. Ничего она не добавила для сути, только подлила воды, ИМХО. Да еще из-за нее пришлось ему покупать сигареты - и сразу вопрос (конечно, он возникает позже) - кондуктор его не заметил, а киоскерша - заметила? Лишние детали, лишние мелкие шероховатости.
Извини за придирки. Но вообще - атмосфера передана замечательно. Пиши еще, говорю без всякого стеба.
Кстати, не читал Михаила Веллера "Технология рассказа"? Я считаю его одним из великих мастеров короткой прозы (и чего его в романистику и философию понесло? ), он очень интересно дает там свое видение написания именно рассказа. И вообще его рассказы почитать стоит, ИМХО, посмотреть, как пишет Мастер.
Просьба - если будешь выкладывать в новой теме - здесь оставь на нее сылку. Не хотелось бы пропустить
К сожалению, не нашел, где можно нормально скачать книги Веллера. Предлагаю ссылку:
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА ModernLib.Ru
здесь можно читать он-лайн или скачать для КПК в формате FB2. Также, если вам понравится, можно скачать на LitRes.ru, но там за денюжку - рассказ около 2 - 2,5 руб.
Рекомендую, если будете читать или скачивать, начать с рассказов - т.е. не более 150 Кб размером, если не указано, что это сборник рассказов. Романы у него тоже неплохие, но все-таки рассказы гораздо лучше. Впрочем, сами разберетесь.
Все же порекомендую: "Технология рассказа" - я уже говорил, документальная проза, и все короткие рассказы (самые короткие). Мне очень нравится "Положение во гроб" (если прочитаете, поделитесь мнением).
Если бываете в Москве - напишите в личку или по емеле, могу дать почитать его в бумаге - у меня он есть весь.
Хатор, в книжных его полно - с некоторых пор он стал довольно модным автором. В основном благодаря своим повестям и романам последнего времени. Но на мой взгляд, он стал слишком политизирован. ИМХО, его рассказы, особенно старые - просто про жизнь, без политики и философии - гораздо сильнее.
Он их долго копил, его советское время не печатали. А потом пошли сборники рассказов - просто песня!
Есть у него автобиографический рассказ, там он описывает, как он вообще стал писать. Очень интересно (только названия не помню ). Кстати, еще "Памятник Дантесу" рекомендую (извини опять, я со своими рекомендациями уже надоел, наверное ).
Кстати, интересный момент - его так в свое время достали редакторы, что он заказал себе специальный штамп, и ставит его на все свои рукописи: "Издание при любой редактуре категорически запрещено".
Вы не мoжeте начинать темы Вы не мoжeте отвечать на сообщения Вы не мoжeте редактировать свои сообщения Вы не мoжeте удалять свои сообщения Вы не мoжeте голосовать в опросах
Движется на чудо-технике по сей день
Соблюдайте тишину и покой :)